Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Капелла в музыке


Государственная Академическая Капелла им. М.И.Глинки Капелла – это исполнительский хоровой коллектив. С восьмого века он означал состав при дворе духовных лиц, в том числе и певчих, а также место отправления церковной службы. С пятнадцатого века название «капелла» закрепилось за церковным хором.

Постепенно, с развитием инструментальной музыки «капеллой» стали называть смешанные ансамбли из исполнителей и певцов, которые выступали и играли на музыкальных инструментах при княжеских дворах и церквях. В «капелле» служили Ф.И. Гайдн и И.С. Бах и др. Самой крупной «капеллой» в России была Придворная певческая капелла – Государственная академическая санкт-петербургская капелла.

Пение a capella

Чебоксарская певческая капелла «Классика» Традиция православного пения a capella, которая сложилась исторически, а также главным образом хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили огромное значение хоровой музыки в русской музыкальной культуре. К самым высоким художественным достижениям доклассического периода можно отнести хоровые концерты. Их авторы – М. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв, Д. Бортнянский.

Термин появляется в конце семнадцатого века. Его как правило связывают с папским богослужением в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капеллой» называется вокальная партия, которая исполняется без музыкального сопровождения.

Пение «а капелла» характерно для народного творчества, а также для раннехристианской церковной музыки. Проповедником хвалебной песни Богу, которая воздавалась исключительно словом, озвученным человеческим голосом, без использования «труб и флейт», был уже Климент Александрийский. Также пение «а капелла» свойственно для произведений композиторов нидерландской школы и для творчества Джованни Палестрины.

Руководство Придворной певческой капеллы и учащиеся Регентских классов (Россия. 1901 г.) Данный стиль пения пользовался популярностью и в светской певческом искусстве Возрождения. Он применялся композиторами того периода, использовался в мадригалах.

Пение «а капелла» в качестве стиля профессионального хорового искусства определяется в культовой полифонии конца средних веков. Наибольшего расцвета оно достигает у мастеров нидерландской школы. Данный стиль получает классическое развитие в римской школе (Скарлатти, Палестрина, Беневоли). Необходимо учесть, что в семнадцатом – восемнадцатом веках такое пение, особенно светское, могло сопровождаться генерал-басом или солирующими инструментами. С течением времени вновь стало цениться пение «а капелла» без музыкального сопровождения.

Третье значение слово «капелла» - это название оркестра особого состава: джазовая капелла, военная капелла. А также традиционное название отдельных немецких симфонических оркестров: Берлинская капелла, Дрезденская капелла и пр.

Капелла, Марианская коллегиальная церковь (Регенсбург, Германия)
Капелла, Марианская
коллегиальная церковь.
Регенсбург, Германия.

Берлинская государственная капелла
Берлинская
государственная капелла.

Церковная капелла (Людвиксимбург, Германия)
Церковная капелла.
Людвиксимбург,
Германия.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»