Ракурс
В изобразительном искусстве ракурс – это перспективное сокращение формы предмета, которое меняет его привычные очертания. Ракурс зависит от точки зрения на натуру, а также её положения в пространстве.
Также ракурс – это изображение фигуры человека, его членов и вообще любых предметов в перспективе со значительным сокращением удалённых от зрителя частей.
Хотя находясь в пространстве, предметы всегда кажутся нам представленными не во всём своём объёме, так как их части, более или менее от нас удалённые, заслонены передними частями. Такие предметы кажутся суженными или уменьшенными и воспроизводятся в подобном виде художниками, которые знакомы с перспективой и верны природе. При этом под словом ракурс подразумевается главным образом сильное перспективное сокращение, при котором лучи, которые идут от дальних и близких частей предмета к нашему глазу, сходятся под крайне острым углом.
Художник имеет дело с ракурсами. Особенно это касается тех случаев, когда он показывает предметы, которые располагаются перпендикулярно или почти перпендикулярно к плоскости картины.
Например, когда он пишет или рисует человеческую руку, которая протянута прямо к нему, или отброшенную назад голову, или фигуру, летящую снизу вверх, или лежащую ногами вперёд.
В Древней Греции ракурс считался самой сложной частью рисовального искусства. После появления законов перспективы, начиная с эпохи Возрождения, многие живописцы любили пощеголять ракурсом, который употреблялся в основном при росписи плафонов.
Наиболее искусными в изображении ракурса считаются Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), Мантенья (картина «Усопший Спаситель»), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Тьеполо (плафон «Обретение св. Креста» в Венецианской академии художеств), Корреджо (живопись потолочных сводов и купола в Пармском соборе).
Выказывая собственное умение преодолевать сложности ракурса, живописец при этом должен знать меру и не изображать таких сокращений, которых нет в действительности, так как такое изображение некрасиво, малопонятно и похоже на эксперименты фокусника.
Скульпторы также должны принимать ракурс в расчёт. Он необходим как при исполнении барельефа, так и при лепке круглой фигуры.
Ракурс необходимо учитывать в том случае, если круглая фигура предназначается для постановки на каком-то определённом месте, на какой-то высоте и на неё будут глядеть с одного основного пункта. В этом случае необходимо, чтобы зритель не видел её в таких ракурсах, которые повредят общему впечатлению от неё.
Ракурс в фотосъемке.
|
Портрет Карла I в трех ракурсах. Ян ван Дейк.
|
Ракурс с низкой точкой съемки.
|