Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Великоустюжское чернение по серебру


(от названия города Великий Устюг)

Кофейный сервизРусский художественный народный промысел. Название пошло от названия города Великий Устюг. Сложился в XVII веке. Различные серебряные предметы: табакерки, шкатулки, подстаканники, портсигары, флаконы, коробки тщательно украшались чернью. Для таких узоров были характерны занимательные сюжетные рисунки и богатый орнамент. Особенно прославились мастера А. И. Мошнин, М. М. Кимшин и др.

В XIX веке чернью наносили более сухие, порою документальные изображения географических карт и городов. Такие работы присущи мастерам Жилиным и др.

К середине XIX века развитие получил растительный узор, который был построен на контрастах светлого и тёмного и всплошную покрывавший поверхность запонок, брошей  и др. предметов – мастер М. И. Кошков. К началу XX века промысел угасает. Начал возрождаться он в 1929 году, в мастерской под руководством М. П. Чиркова.

C 1933 функционирует артель “Северная чернь», под руководством Е. П. Шильниковского. В 1960-м году переформировывается в фабрику. Изделия артели декорируются тщательно нанесённым черновым рисунком, который равномерно заполняет поверхность.

В насчитывающей немало веков художественной обработке металла в России искусству чернения по серебру принадлежит одно из ведущих мест. Уже в Киевской Руси чернённое серебро стало одной из изюминок ювелирного искусства. Его технология заключается в том, что чёрный сплав, который состоит из традиционных составляющих на основе серебра, вплавляют в углубления серебра или другого основного металла. Таким образом изделие украшается через достижение в рисунке контрастов цветов.  Одно из первых документальных воспоминаний о черни в Великом Устюге было в 1683 году.

Ложка (великоустюжское чернение) В XVIII веке великоустюжское чернение достигает самого высокого расцвета. Местные мастера применяют целый ряд технических и художественных приёмов, которые придают их работам неповторимое своеобразие. Благодаря работе этих выдающихся мастеров великоустюжское чернение заняло своё уникальное место в искусстве чернения, повлияв на многие центры производства подобных ювелирных изделий в России.

К примеру, документы из архивов говорят о том, что в 1744 году в Москву вызывается мастер из Великого Устюга Михаил Климшин, с целью обучения мастерству московских мастеров. Изделия мастеров XVIII века – коробочки, табакерки, оклады икон и евангелий, потиры и пр. – отличаются своеобразием и изяществом. В этих изделиях матовый фон серебра сочетается с золотом и глубоким черновым рисунком, выглядящим как бархат. Изображения характеризуются силуэтностью и отсутствием мелких деталей, их гравировка мягка и сочна.

Развитию искусства чернения способствовала и фабрика братьев Поповых, которая была открыта в 1762 году и проработала пятнадцать лет. Влияние великоустюжского чернения отразилось на развитии всех художественных северных центров – Архангельска, Вологды, Вятки.

Наперсток (северная чернь) В течении XIX века по причине экономических и исторических условий, промысел постепенно угасает. Его возрождение в XX веке связано с деятельностью потомственного мастера М. П. Чиркова. Он обучил молодых мастеров технике и художественным приёмам черневого дела. Организовав в 1933 году артель «Северная чернь», они наладили выпуск ценных ювелирных изделий.

С привлечением в артель выпускника Петербургской Академии Художеств Шильниковского, художественный уровень выпускаемых изделий намного вырос, благодаря чему великоустюжское черновое серебро вновь прославилось во всём мире.

На всемирной парижской выставке в 1937 году за комплект посуды с рисунками по мотивам пушкинских сказок, артель «Северная чернь» была награждена Большой Золотой медалью. Её изделия были показаны на выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Лейпциге, Милане, Праге и прочих городах в более чем двадцати  странах мира, везде вызывая заслуженное восхищение.

Изделия ЗАО «Северная чернь» многократно занимали призовые места на различных выставках и конкурсах в России и во всём мире. Изделия мастеров из Великого Устюга можно увидеть в ведущих музеях России: в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Сергиевом Посаде, Вологде, в Великом Устюге. Объемы производства увеличивались со временем, и в 1960 году артель преобразовали в фабрику, которая в 1973 году получила статус завода.

Чаша (северная чернь)
Чаша.
Северная чернь.

Подарочный набор из серебра
Подарочный набор
из серебра.
Северная чернь.

Блюдо (великоустюжское чернение)
Блюдо.
Великоусюжское
чернение.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»