Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Паволока и иконопись

Спас ВседержительПаволока - термин, который применяется в иконописи. Это - ткань, которую наклеивают на иконную доску. По-другому называли приволока, настилка. Ее использовали для того, чтобы прикрыть стыки, неровности, сучки, трещинки.

Обычно в качестве основного материала для паволоки используется серпянка, недорогая пеньковая ткань, в которой нитевые переплетения довольно редкие, что придает дополнительную легкость. Из такой ткани вырезают кусок, который по размеру значительно больше чем иконная доска. Лицевую сторону деревянной заготовки густо промазывают специальным клеем. Для этого берут широкую кисть из грубой щетины и густой горячий клей. Сухую ткань смачивают в клеевом растворе, отжимают лишнее и накладывают на подготовленную промазанную доску. Затем старательно разглаживают рукой, чтобы поверхность стала ровной и гладкой, лишенной складок.

Чтобы паволока приклеилась и подсохла, ее оставляют на сутки. Особого мастерства требует наложение серпянки на иконную доску с ковчежцем. При этом важно, чтобы в углах полей и ковчежца прилегание было особенно плотным, что предотвратит появление трещин. При оклеивании икон большого размера паволоку склеивают отдельными кусками по всей поверхности доски. Процесс полного высыхания завершается удалением лишней материи, которая проступает на краях иконной заготовки.

Спас Вседержитель. XVI в. Исследование и реставрация старинных икон позволили сделать вывод о том, что паволока в основе нижнего слоя чаще всего выбиралась из редких тканей. Это говорит о том, что древнерусские мастера иконописи сознательно не выбирали плотную материю, которая более проблематична в процессе приклеивания.

Если на паволоке обнаруживаются пузыри, их вскрывают острием ножа. Появившееся отверстие заполняют столярным клеем и прижимают так плотно, чтобы деформированное место стало ровным и гладким. Окончательно просохшая иконная доска с наклеенной паволокой покрывается тончайшим слоем «побела»: смесью клея, воды и мела.

Если художник решает наклеить на доску сухую паволоку, то сразу после выравнивания ее необходимо покрыть крепким клеевым составом. В наше время основой для паволоки является накрахмаленная материя. Иконы, которые используются в иконостасах и носят характер «постоянного обитания», могут быть написаны без использования матерчатого покрытия.

Паволока служит определенным гарантом долгожительства иконы. Старинные мастера, исключившие паволоку при изготовлении иконы, заранее обрекли ее на быстрое «угасание». Такие произведения очень отличаются своим внешним видом и состоянием от тех, в основе которых лежит паволока.


Троица Ветхозаветная
Троица Ветхозаветная.
Вторая половина
XVIII века.

Святомученики Флор и Лавр в предстоянии иконе Спас Вседержитель
Святомученики
Флор и Лавр
в предстоянии иконе
"Спас Вседержитель".
Конец XVIII века.

Всех скорбящих Радость
Всех скорбящих Радость.
Последняя четверть
XVIII века.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»