Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Энкаустика: технология


(по-греч. enkaustikh, от encaio — жгу, выжигаю)

Энкаустика – у древних римлян и греков метод живописи при помощи восковых красок, которые наносятся в расплавленном виде. В наше время техника энкаустики так и осталась невыясненной. Основываясь на показаниях Витрувия и Плиния Младшего, следует полагать, что было два вида энкаустики.

Под энкаустику подготавливают основания из нескольких слоёв раствора извести. Интонако или верхний слой состоит из трёх слоёв мраморной крошки и известкового теста, в который добавляют краситель, а затем тщательно, практически до блеска, разглаживают. На поверхности, подготовленной таким образом, рисуют затёртыми на восковой эмульсии красками.

Разновидностью энкаустики является восковая темпера. Для неё характерны сочные и яркие краски. В данной технике написаны многие иконы периода раннего христианства. Наиболее ярким примером данной техники является образ Христа Пантократора, который хранится в Синайском монастыре (шестой век).

Самые известные образцы энкаустики – это «фаюмские портреты». Они названы так по названию египетского оазиса Фаюм. Фаюмские портреты – это живописные посмертные изображения усопших, которые отличаются светотеневой объёмной моделировкой форм, особой яркостью образов и живоподобием. Энкаустика возникла намного раньше, чем масляная живопись.

Энкаустическая живопись существует и в наши дни, но требует дорогостоящего оборудования, сложных навыков и материалов. При этом восковая живопись особенно интересна удивительным результатом и непредсказуемостью. Созвучие внешнего мира картины и внутреннего мира художника оборачивается игрой ассоциаций и смыслов. Энкаустика разрушает привычные стереотипы. Для неё характерны отклики, переклички, градации, нюансы и полутона.

Для современной энкаустики, применяемой в домашних условиях, художнику необходим картон, восковые мелки и утюг. На горячую поверхность утюга наносятся различных цветов восковые мелки. Затем они переносятся гладящими или прикладывающимися движениями на картон.

В данной технике многое зависит от умения сочетать цвета, фантазии и интуиции. Благодаря расплавленному цветному воску на картинах появляются удивительные узоры, которые привлекут внимание любого зрителя, доставляя ему несказанное удовольствие.

Св. Иоанн Предтеча (VI век. Синай, монастырь Св. Екатерины, энкаустика)
Портрет молодого человека (Фаюмские портреты. 125-150 гг.)
Энкаустика (Алла Бетхольд)

Апостол Пётр. VI век.
Апостол Пётр.
Синай.
VI в.

Портрет девушки (Фаюмские портреты. Начало III в.)
Портрет девушки.
Фаюмские портреты.
Начало III в.

Женский портрет (Фаюмские портреты. II в.)
Женский портрет.
Фаюмские портреты.
II в.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»