Энкаустика – у древних римлян и греков метод живописи при помощи восковых красок, которые наносятся в расплавленном виде. В наше время техника энкаустики так и осталась невыясненной. Основываясь на показаниях Витрувия и Плиния Младшего, следует полагать, что было два вида энкаустики.
Под энкаустику подготавливают основания из нескольких слоёв раствора извести. Интонако или верхний слой состоит из трёх слоёв мраморной крошки и известкового теста, в который добавляют краситель, а затем тщательно, практически до блеска, разглаживают. На поверхности, подготовленной таким образом, рисуют затёртыми на восковой эмульсии красками.
Разновидностью энкаустики является восковая темпера. Для неё характерны сочные и яркие краски. В данной технике написаны многие иконы периода раннего христианства. Наиболее ярким примером данной техники является образ Христа Пантократора, который хранится в Синайском монастыре (шестой век).
Самые известные образцы энкаустики – это «фаюмские портреты». Они названы так по названию египетского оазиса Фаюм. Фаюмские портреты – это живописные посмертные изображения усопших, которые отличаются светотеневой объёмной моделировкой форм, особой яркостью образов и живоподобием.
Энкаустика возникла намного раньше, чем масляная живопись.
Энкаустическая живопись существует и в наши дни, но требует дорогостоящего оборудования, сложных навыков и материалов. При этом восковая живопись особенно интересна удивительным результатом и непредсказуемостью. Созвучие внешнего мира картины и внутреннего мира художника оборачивается игрой ассоциаций и смыслов. Энкаустика разрушает привычные стереотипы. Для неё характерны отклики, переклички, градации, нюансы и полутона.
Для современной энкаустики, применяемой в домашних условиях, художнику необходим картон, восковые мелки и утюг. На горячую поверхность утюга наносятся различных цветов восковые мелки. Затем они переносятся гладящими или прикладывающимися движениями на картон.
В данной технике многое зависит от умения сочетать цвета, фантазии и интуиции. Благодаря расплавленному цветному воску на картинах появляются удивительные узоры, которые привлекут внимание любого зрителя, доставляя ему несказанное удовольствие.
|
|