Раннеклассический период: специфика скульптуры
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.
Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Во второй четверти пятого века до н.э. в греческом искусстве происходят немалые перемены. Ярким свидетельством этому являются созданные из мрамора статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии.
Эмоциональность чувств западного фронтона противостоит затишью восточного. Всё в нём находится в борьбе и движении. Аполлон, наполненный огромным напряжением, лишь внешне выглядит спокойным.
Персонажи делятся на группы по две и по три фигуры. В одной из них женщина борется с захватившим её кентавром. Ей помогает грек. Несмотря на огромное напряжение каждого персонажа, которое весьма заметно, если приглядеться, динамичность в группах из трёх фигур уравновешена, и общая композиция всего фронтона и каждой группы проникнута гармонией. Перед зрителем предстают поистине классические образы, наполненные страстностью и внутренней эмоциональностью, хотя внешне они и выглядят возвышенно-спокойно.
Реальность поз, жестов и движений сочетается здесь с отвлечённостью мифа, который лежит в основе сюжета. Чудовища, которые воплощают дикость и хаотичность, обречены на поражение. В скульптурных образах противопоставляется человеческая сущность звериной силе.
В одной из наиболее впечатляющих сцен – борьбы Эврита и гречанки – мастер оттеняет тучность и мощь кентавра нежными и текучими складками девичьих одежд. Тело и голова прекрасной гречанки намного меньше, чем туловище зверя, однако движение её руки, отталкивающей кентавра, кажется настолько сильным, что огромная голова чудовища покорно никнет и склоняется, уступая силе человеческой воли. В этой скульптуре девушка возвышенна, а кентавр трагичен.
Такое же ощущение вызывает и группа, в которой показан кентавр, похищающий юношу.
Скульптуры женщин. Западный фронтон храма Зевса. 460-456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей.
|
Аполлон Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. 470—456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия, Музей.
|