Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: творчество Скопаса


Скопас. Битва с амазонками (Рельефный фриз Галикарнасского Мавзолея. IV в. до н.э.) Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики. Родился на острове Парос и создавал свои произведения в разных областях Греции: Беотии, Аттике, Малой Азии, Аркадии между 370 и 330-ми годами. Для его памятников характерна пафосность и взволнованность чувств. Античные авторы упоминают более двадцати произведений Скопаса, хотя до нашего времени их дошло намного меньше.

В страстных образах Скопаса звучит новый взгляд греков на мир. В них нашла пластическое выражение потеря покоя и ясности. Сознание человека начинает остро чувствовать трагические конфликты, на которые обречён человек.

Скопас (Фрагмент фриза восточной стороны Галикарнасского мавзолея. IV в. до н.э.) В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте
Тяжбы да спор о делах, дома - своя суета;
Сельская жизнь - многотрудна; тревоги полно мореходство.
Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что,
Если же нет ничего - много горя; женатым заботы
Не миновать, холостым - дни одиноко влачить;
Дети - обуза, бездетная жизнь - неполна; в молодежи
Благоразумия нет, старость седая слаба.
Право, одно лишь из двух остается нам, смертным, на выбор:
Иль не родиться совсем, или скорей умереть".

Скопас. Менада (IV в. до н. э. Римская копия. Дрезден. Альбертинум) Экспрессивные сюжеты – любимые сюжеты Скопаса. Вероятно, в свой лучший период творчества, скульптор создаёт статую Менады. Спутница Диониса изображена в вакхическом танце, окутанная порывом охватившей её страсти. Это произведение было настолько знаменито, что многие поэты слагали о нём стихи. Художественная сила воздействия скульптуры огромна. Основной смысл статуи Менады заключается в её одухотворённости. Пылавшие внутри мраморных Мойр Парфенона чувства, сдерживаемые возвышенным этосом классики, вырвались в ней наружу:

Камень паросский вакханка. Но камню дал душу ваятель.
И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.
Эту фиаду создав в исступленье с убитой козою
Боготворящим резцом, чудо ты сделал, Скопас".

Скопас по-новому решает соотношение тела и одежды. Сквозь распахнувшийся хитон видно обнажённое бедро Менады. Фигура и ткань обострённо сопоставляются, нарушая гармонию одежды, характерную для классицизма, где одежда воспринималась как эхо тела. Статуя живёт в пространстве. Если обойти её кругом, можно ощутить динамику пляски во времени. Постепенно страсть всё накаляется, а затем напряжение постепенно разряжается. И зритель ощущает это возникновение, накал и разрешение чувства.


Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Ален в Тегее. Мрамор. I п. IV в. до н.э. Афины. Национальный музей
Скопас.
Голова раненого воина
с западного фронтона
храма Афины Ален
в Тегее.
IV в. до н.э.
Афины. Национальный музей.

Скопас. Мелеагр. Римская копия. I п. IV в. до н.э. Ватикан
Скопас.
Мелеагр.
Римская копия.
IV в. до н.э.
Ватикан.

Скопас. Надгробие юноши. I п. IV в. до н.э.
Скопас.
Надгробие юноши.
IV в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»