Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Законы композиции

Законы композицииЦельность, соподчинение и равновесие являются основными законами художественной композиции. Цельность - это необходимость согласованности всех элементов композиции, их связь и неповторимость. Равновесие – представляет собой гармонию всех частей одного целого. А когда все средства композиции подчинены одной идее – это называют соподчиненностью.

Закон цельности дает упорядоченность элементов композиции и восприятие ее как единого целого. Все части композиции гармоничны и дают образ произведения, как единого целого, а не группы разрозненных элементов.

Композиция подразумевает, что все ее части, и главные, и вспомогательные, увязаны в органичную целостную систему. Важна целостность не только самой формы, но и ее связующих компонентов. Цельность можно сравнить с музыкальным произведением, в котором голоса певцов и ансамбль различных инструментов сливаются в одно целое. Основным элементом выступает голос – он передает основное содержание, инструментальное сопровождение создает эмоциональный фон и ритм. Часто музыка несет в себе этническую часть. Если хоть одна составляющая произведения будет выпадать из общей целостности, то вся композиция будет нарушена. Если оркестр исполняет определенную пьесу, и, например, скрипка, начинает играть другую тональность, то композиция будет нарушена.

Есть основные черты закона целостности: неделимость композиции, отслеживание сопряженности элементов, неотделимости их друг от друга. Что же такое равновесие? Это сбалансированность элементов между собой. Это уравновешивание, баланс и распределение информации.

Закон целостности в картине Черный квадрат Равновесие бывает статическим и динамическим. Сбалансированность элементов композиции, производящая впечатление неподвижности – это статическое состояние. Динамическое состояние – это сбалансированность элементов, представляющих собой движение.

Выделение доминаты – это соподчинение. Центральному образу подчиняются все сопутствующее элементы. Возникает иерархия доминант. Тут может быть два варианта: двухуровневый – доминант или акцент, и трехуровневый – доминант и акцент на второстепенные элементы.

Композиционный центр зависит от собственной величины, и величины своих составляющих. Вокруг элемента образуется пустое пространство, а все остальное сближается. И на главный элемент указывают второстепенные линии – это есть положение на плоскости. Композиционный центр зависит от формы элементов, которые отличаются от других составляющих. Зависит от фактуры собственных элементов, которые отличаются от принятой фактуры. Композиционный центр также зависит от цвета: контрастность цвета, и, наоборот, его ахроматическое исполнение или наличие теплых цветов при общей холодной гамме составляет композицию. Также композиционный центр зависит от проработки главных элементов. Освещение элемента также играет немаловажную роль.

В законах композиции присутствует целый ряд правил и законов: параллельность, асимметрия, ритм, восприятие объектов и многое другое.

Японский сад
Японский сад.
Создан по законам
композиции.

Рисунок ученика художественной школы
Рисунок ученика Детской
Художественной школы г. Назарова.

Учебник по основам композиции
Учебник
"Основы композиции".




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»