Поздняя классика: Скопас и Пракситель
Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики.
Родился на острове Парос и создавал свои произведения в разных областях Греции: Беотии, Аттике, Малой Азии, Аркадии между 370 и 330-ми годами.
Для его памятников характерна пафосность и взволнованность чувств.
Античные авторы упоминают более двадцати произведений Скопаса, хотя до нашего времени их дошло намного меньше.
Скопас в числе других мастеров украшал рельефные фризы галикарнасского мавзолея. Выраженная в Менаде пластикой круглой скульптуры смена чувств, ощущавшаяся при обходе скульптуры, здесь разворачивается на плоской ленте фриза.
Разнообразие ракурсов в рельефах дополняется мастерским сопоставлением лёгких девичьих тел и тяжёлых мужских, которые изображены в беспощадной и жестокой борьбе.
Скопас разыгрывает сочетания из двух-трёх фигур, показывая их с разных сторон и в разные моменты движения. Сила эмоционального накала здесь присутствует в несоизмеримо большей мере, чем в произведениях пятого века до н.э.
Красота нового мира, показанного Скопасом в искусстве, заключается в развитии драматизма, во вспышках человеческих страстей, в переплетении сложных чувств. И в то же время заметна утрата монументальной ясности высокой классики. Ведь именно в произведениях этого периода разум человека побеждал, как высшее начало, в столкновении с разгулом стихий.
В рельефах периода поздней классики господствует не гармонично-целостное, как в зофоре Парфенона, а взволнованное и острое мировосприятие, ведь и созданы они были в период разрушения привычных для времени классицизма представлений. Согласно этим представлениям человек призван для разумного господства в окружающем мире. Так даже на примере одного памятника мы можем видеть слабость и силу возможностей, присущих позднеклассическому искусству.
Это искусство открыло немало нового в характере чувств и эмоций человека, но это достижение было осуществлено за счёт утраты покоя и гармонии высокой классики.
Пракситель – знаменитый древнегреческий скульптор, младший современник Скопаса. Родился около 390-го года до н.э. Выражал в своих произведениях совсем иные настроения, чем Скопас.
Пракситель происходил из рода ваятелей. Его дед – Пракситель Старший – был скульптором. Отец – Кефисодот Старший – был известным в Греции мастером, автором статуи Эйрены с Плутосом.
Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Ален в Тегее. IV в. до н.э. Афины. Национальный музей.
|
Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э. Римская копия с греческого оригинала. Дрезден. Альбертинум.
|
Скопас. Голова Геракла. Западный фронтон храма Афины Алеи в Тегее. IV в. до н.э.
|