Ранняя классика: памятники скульптуры
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура. Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Одной из известных скульптур периода ранней классики является скульптурная группа «Афина и Марсий». Она создана на мифологический сюжет, в котором Афина проклинает флейту, которую сама и изобрела, из-за того, что та искажает её лицо при игре. Брошенную флейту забирает силен Марсий.
Также острый момент движения привлекает скульптора и в статуе бегуна «Лада». Бегун достигает цели и хватается за венок. Об этой статуе до нас дошло лишь стихотворение:
"Полон надежды бегун; на кончиках губ лишь дыханье
Видно; втянувшись во внутрь, полыми стали бока.
Бронза стремится вперед за венком, не сдержать ее камню,
Ветра быстрейший бегун, чудо он - Мирона рук".
В созданной Мироном из меди статуе коровы нашла отражение страстная тяга ваятелей к точному воспроизведению действительности. По рассказам современников скульптора, эта корова была так похожа на живую, что на неё садились насекомые, а пастухи и даже быки считали её настоящей:
"Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец,
Сбрую и вожжи принес, телка - обманщица всех.
Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве;
Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид".
Такой успех скульптурам Мирона обеспечило его новаторство. Скульптор решительно и смело отверг традиции искусства архаики, которые всё ещё сковывали ваятелей в первой половине пятого века до н.э. Именно в этом заслуга скульптора из Элевфер, который вплотную подошёл к высокой классике.
Тяга скульпторов пятого века до н.э. к героическим и возвышенным сюжетам, к монументальным образам, а также к типизации конкретных черт и деталей привела к непродолжительному спаду в камерном искусстве терракоты, хотя и в эти годы создавались монументальные терракотовые группы. К примеру, Зевс, уносящий Ганимеда.
Марсий. Мирон. Середина V в. до н.э. Рим. Латеранский музей
|
Зевс, похищающий Ганимеда. Терракота. 470 год до н.э.
|
Дискобол. Мирон. Около 450 г. до н.э. Рим. Музей Терм
|