Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Звонница

Звонница Преображенского собораЗвонница – это сооружение для подвешивания колоколов. Она обычно устанавливается при христианском Храме – либо рядом со стеной, либо к ней пристраивается.

Звонница не тождественна колокольне. Колокольня – это сооружение башенного типа, тогда как звонница может быть построена в виде вытянутого прямоугольника, являться стенообразным сооружением или и вовсе быть надстройкой на храмовой стене.

Но в широком понимании этого слова колокольню также можно назвать звонницей, особенно в высокой литературной речи.

Существует несколько видов звонниц: столпообразные – башенные сооружения с многогранным (в русской архитектуре, как правило, - восьмигранным, а реже девятигранным) основанием, в котором имеются проёмы для колоколов в верхнем ярусе.

Стенообразные – в виде стены с проёмами. В нижних ярусах зачастую находится церковь палатного типа – то есть прямоугольная постройка с крытой сводчатой аркадой. Опоры аркады расположены по периметру стен.

Следует отметить, что русские звонницы ещё с древности стали обязательным элементом деревенской, городской или монастырской архитектуры. Они были значимой составляющей зодчества Древней Руси четырнадцатого – семнадцатого веков.

Их облик хотя и формировался в общем по тем же правилам, что и внешний вид других церковных строений, но имел и некоторые отличительные черты.

Звонница Тихвинского Успенского собора Массивная звонница или величественная колокольня, которые были построены возле городского кафедрального собора, имели ряд отличий от таких же построек в большом монастыре. Нарядные, стройные шатровые колоколенки строились возле небольших приходских церквей, а скромные деревенские звонницы и колокольни можно главным образом увидеть в сёлах и деревнях.

Кроме эстетических соображений строить звонницы также часто было предпочтительнее по практическим причинам. К примеру, в звоннице прямоугольной формы с внутренним пространством можно было поместить больше колоколов, чем на колокольне.

Звонница Успенского собора. Ростов Подобные звонницы одновременно управлялись несколькими звонарями. На стены церквей надстраивались небольшие звонницы. Они строились там, где окружающее пространство не позволяло строить отдельную постройку для колоколов. Подобная надстройка обычно представляет собой продолжение стены с одним или несколькими арочными проёмами, в которые и подвешивали колокола.

Были также и отдельно стоящие звонницы стенового типа, то есть без внутреннего пространства.


Звонница на Прохоровском поле
Звонница на
Прохоровском
поле.

Борисоглебская звонница
Борисоглебская звонница.

Звонница в поселке Дубовое
Звонница в поселке
Дубовое.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»