Рай
Рай (др.-русск. рай, от авест., др.-инд.ray – “состояние, богатство, счастье, сокровище»)
В мифах разных народов Рай – это огороженное место, центр мироздания, сад, где незримо присутствует Творец мира, обитель благостных душ, которые туда возвращаются после смерти тела.
В центре рая возвышается, как гласит библейская книга Бытия, «дерево жизни… и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Рай – это Новый Иерусалим. Из подножия райской горы вытекают четыре реки – символ «четырёх частей света». Представления о христианском Рае соотносится с античным образом счастливой Аркадии, островами Блаженных. Иерусалим считался центром мира и земным раем. Рай небесный также сравнивался с до греховным «золотым веком», который когда-то царил на земле.
Возвращение в «Рай Небесный» начали связывать с ожиданием конца света, Страшного суда и всеобщего воскресения, после которого праведные души попадут в Рай, а грешников ждёт Ад. Четыре райские реки соотносили с символикой четырёх ветвей креста. Первая река несёт прозрачную воду жизни, вторая – молоко, третья вино, четвёртая – мёд. Изображение у источника рек оленей связано с текстом псалма Давида (Пс. 41:2) и символизирует жаждущую крещения душу.
Обозначающее небесный Рай греческое слово (греч. раradeisos) восходит к древнеперсидскому pairi-daeza (санск. Paradesha), что значит «огороженный сад».
Художники писали Рай, в виде плодоносящего сада, наполненного счастливыми животными и розами.
Исключение составляет лишь знаменитый триптих художника-нидерландца Иеронима Босха (1453 – 1516 гг.) «Сад земных наслаждений» (1490), который по одной из версий относится к акроаматическим композициям (зашифрованным, загадочным), а по другой – к жанру гротеска, с философским и даже социальным подтекстом.
Композиция картины Босха построена слева направо. Сначала идёт Райский сад, где Бог создаёт Адама и Еву, потом следует сцена грехопадения и изгнания из Рая. Тут же живописец показывает падших Ангелов, которые превращаются в чудовищ и демонов. В центральной части триптиха изображён огромный воз сена. Фламандская пословица гласит: «Мир – это воз сена, и каждый старается с него урвать, сколько сможет».
Разная нечисть тащит этот огромный воз прямо в Ад. Вслед за ним в преисподнюю направляются священники и короли, крестьяне и монахи. На возу восседают юноша с лютней и девушка, а рядом с ними находятся Ангел и дьявол.
Рай. Зацка, Ханс.
|
Лукас Кранах Старший Адам и Ева в Земном Раю.
|
Рай и Ад. Иероним Босх.
|