Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рай

Рай (др.-русск. рай, от авест., др.-инд.ray – “состояние, богатство, счастье, сокровище»)

Рай. Брейгель Старший Ян В мифах разных народов Рай – это огороженное место, центр мироздания, сад, где незримо присутствует Творец мира, обитель благостных душ, которые туда возвращаются после смерти тела.

В центре рая возвышается, как гласит библейская книга Бытия, «дерево жизни… и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Рай – это Новый Иерусалим. Из подножия райской горы вытекают четыре реки – символ «четырёх частей света». Представления о христианском Рае соотносится с античным образом счастливой Аркадии, островами Блаженных. Иерусалим считался центром мира и земным раем. Рай небесный также сравнивался с до греховным «золотым веком», который когда-то царил на земле.

Возвращение в «Рай Небесный» начали связывать с ожиданием конца света, Страшного суда и всеобщего воскресения, после которого праведные души попадут в Рай, а грешников ждёт Ад. Четыре райские реки соотносили с символикой четырёх ветвей креста. Первая река несёт прозрачную воду жизни, вторая – молоко, третья вино, четвёртая – мёд. Изображение у источника рек оленей связано с текстом псалма Давида (Пс. 41:2) и символизирует жаждущую крещения душу.

Обозначающее небесный Рай греческое слово (греч. раradeisos) восходит к древнеперсидскому pairi-daeza (санск. Paradesha), что значит «огороженный сад».

Художники писали Рай, в виде плодоносящего сада, наполненного счастливыми животными и розами.

Джованни ди Паоло. Рай Исключение составляет лишь знаменитый триптих художника-нидерландца Иеронима Босха (1453 – 1516 гг.) «Сад земных наслаждений» (1490), который по одной из версий относится к акроаматическим композициям (зашифрованным, загадочным), а по другой – к жанру гротеска, с философским и даже социальным подтекстом.

Композиция картины Босха построена слева направо. Сначала идёт Райский сад, где Бог создаёт Адама и Еву, потом следует сцена грехопадения и изгнания из Рая. Тут же живописец показывает падших Ангелов, которые превращаются в чудовищ и демонов. В центральной части триптиха изображён огромный воз сена. Фламандская пословица гласит: «Мир – это воз сена, и каждый старается с него урвать, сколько сможет».

Разная нечисть тащит этот огромный воз прямо в Ад. Вслед за ним в преисподнюю направляются священники и короли, крестьяне и монахи. На возу восседают юноша с лютней и девушка, а рядом с ними находятся Ангел и дьявол.


Рай. Зацка, Ханс
Рай.
Зацка, Ханс.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева в Земном Раю
Лукас Кранах Старший
Адам и Ева в Земном Раю.

Рай и Ад .Иероним Босх
Рай и Ад.
Иероним Босх.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»