Раннеклассический период: рельеф с Афродитой
Одним из выдающихся произведений раннеклассического периода (рубеж VI – V веков до н.э.) стал рельеф с изображением рождения из морской пены Афродиты. В этом изображении образ родившейся богини дополняет изображение новобрачной. В ней есть что-то печальное, словно её образ воплотил саму сущность женщины-гречанки, обречённой проводить жизнь в гинекее – женской половине дома.
Другая тема изображена на левом рельефе. Там обнажённая флейтистка-гетера, сидящая свободно закинув ногу на ногу, играет на авлосе – двойной флейте. Она в свою очередь приносит дар богине любви – неприхотливую любовную песенку, которая своей незамысловатостью подобна стихотворению древнегреческого поэта:
"Сладок холодный напиток для жаждущих в летнюю пору;
После зимы морякам сладок весенний зефир;
Слаще, однако, влюбленным, когда, покрываясь одною
Хленой, на ложе вдвоем славят Киприду они".
Надгробия периода ранней классики
Совсем другие чувства пронизывают женские надгробия этого времени, хотя и в них отражена грация и нежность.
В стеле Юстинианы, находящейся в собрании Берлинского музея, изображена девушка с коробочкой-пиксидой, зажатой в левой руке. Правой рукой она посыпает огонь жертвенника ароматными травами. Стройность её фигуры подчёркивают ниспадающие складки одежд, которые находят отзвук в вертикали плиты из мрамора. Плавное движение руки вносит в ритмику пластических форм печальную ноту.
В поэзии Филета Косского можно найти строки, созвучные этому произведению:
"Несколько слез от души мне пролей,
Слово ласки промолви
И вспоминай обо мне,
Если не станет меня".
Застылость и схематичность преодолевались в столь общественном и монументальном виде искусства, как скульптура, медленнее, чем в вазописи, в которой мастера брались за создание новых сюжетов более решительно. Над ваятелями в большей степени тяготели законы традиций. Особенно они заметны в статуе Эрота Соранцо. Эти законы удалось преодолеть Мирону из Элевфер, который изобразил образы реального мира изменяющимися и подвижными. Мирон, как аттический скульптор, предпочитал изображать энергичное действие. В его творчестве получает отражение динамическое мировоззрение. Его философия созвучна философии Гераклита – автора афоризма: «всё течёт, всё изменяется».
Девушка, играющая на флейте. Трон Людовизи. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм.<
|
Рождение Афродиты. Трон Людовизи. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|
Эрот Соранцо. II четверть V в. до н.э. Мрамор. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
|