Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Саккос

Саккос (от греческ. — «мешок», из др.-евр. sac's) – архиерейское (греч. archiereus — «главный священник») церковное облачение. Надевается поверх подризника. Напоминает стихарь – то есть выглядит как длинная рубашка, однако короче стихаря и застёгивается на пуговицы.

В западной церкви сохранилось пришедшее из античности название саккоса – далматики. Епископы облачаются в саккос вместо фелони. Саккос – это символ хламиды, в которую был облачён Иисус в день пилатовского суда над ним. Олицетворяет смирение и покаяние.

Звонцы, которые привешиваются к саккосу, имитируя звонцы на облачении ветхозаветных первосвященников, значат благовестие божьего слова, которое исходит из уст епископа.

На саккосе есть тридцать три пуговицы-фибулы – по 16 штук на боках и одна около выреза для головы. Они символизируют годы, прожитые Иисусом на земле. Помимо подризника на саккос надевают епитрахиль и пояс. Сверху саккоса одевается омофор, панагия, наперсный крест и палица.

В Византии саккос являлся облачением императора и его знатных приближённых. Затем в саккос облачался Константинопольский патриарх. В XII – XIII веках саккос использовали священники Византийской церкви.

На фресках, мозаиках и византийских иконах в саккосе изображался сам Христос, в образе Великого архиерея, который установил таинство Евхаристии.

В 1322 году Московский митрополит Пётр вводит саккос как элемент богослужения русской православной церкви. С 1589 года саккос начали носить исключительно патриархи.

Саккос, являющийся облачением патриархов, был украшен золотым шитьём, лицевыми изображениями и нашивными крестами, преимущественно на темы Двунадесятых праздников. Такие изображения помещали на металлические дробницы и создавали в технике росписи по эмали или чеканной технике.

Самым известным является расшитый саккос Митрополита Фотия (1410 – 1417). Это облачение работы византийских мастеров хранится в музеях Московского Кремля.

Это знаменитое облачение пошито из лазоревого атласа. Ткань расшита серебряными и золотыми нитями, а также шёлком. Изнутри саккоса нашита подложка из вишнёвой тафты. Длина одеяния – 135 сантиметров, ширина в плечах – 112 сантиметров. На жемчужное убранство саккоса было затрачено около 4 килограммов жемчужин. Подол украшен русским декоративным шитьём шестнадцатого века. Также одеяние украшено десятью кистями-звонцами.

Деталь передней стороны саккоса митрополита
Саккос
Саккос. Середина XVIII в. Парча французского производства

Фрагмент саккоса (одеяния) митрополита Фотия
Фрагмент саккоса
(одеяния)
митрополита Фотия.

Священник,одетый в Саккос
Священник, одетый
в Саккос.

Конец XIV - начало XV в. Малый Саккос Митрополита Фотия
Конец XIV - начало XV в.
Малый Саккос
Митрополита Фотия.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»