Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Валер


Золотая осень (И.И. Левитан, 1895 г.) Валер в переводе с французского языка означает ценность. Это понятие используется в живописи и графике. Валер – это такой оттенок тона, который, в совокупности с другими элементами, показывает соотношение света и тени одного цвета, его интенсивность и насыщенность. Использование валерных градаций позволяет живописать предметы во взаимодействии с окружающей средой, передавать глубину и колорит картины, показать тонкости цветовых переходов.

С помощью лессировки валеры позволяют передавать в картине все тонкости и нюансы перехода цвета. Среди художников существует выражение «писать валерами». В своих работах валеры использовали такие художники как И.И. Левитан, В. Суриков, Ж-Б. Шарден, Д. Веласкес, Я. Вермеер, К. Коро.

Художник использует валеры для того, чтобы показать размеры предметов или создать видимость пространства. Для подчеркивания объемов предмета передача света достигается путем использования все более светлых тонов одного цвета, а передачи тени - с помощью затемнения. Возможно достижение одного и тоже валера любого оттенка. Для каждого оттенка есть шкала валеров, используемая при ранжировании темного и светлого. К XVII веку валеры трансформировались в светотень и полностью заменили собой контуры (Караваджо и тенебристы).

Порыв ветра (К. Коро)Начиная с XV века, художники (Леонардо да Винчи, в частности) применяли градации цвета и света. В зависимости от местонахождения объектов в пространстве изменяется их освещенность. По мере того, как предмет удаляется, снижается его освещенность и яркость цвета. Интенсивность тонов изменяется в зависимости от расстояния и нахождения источника света.

Для создания иллюзии глубины художники размещают в своих работах своеобразные экраны или зоны, где чередуются светлые и темные тона (картины Патинира). Распределение валеров зависело от эпохи. По мнению Рубенса, свет и тень не должны быть больше одной трети поверхности картины, две трети должно приходиться на полутона. Также изменялась и техника. В XV веке в Нидерландах художники для набросков применяли клеевые или темперные краски. Те места в картине, которые предполагалось сделать освещенными, просвечивались через тонкий слой краски. Для создания темных зон краска наносилась толстым слоем, чтобы грунт не проступал.

С конца XVI по XIX век использовался следующий метод: белый грунт покрывался красным или коричневым, а поверх него, при помощи белого грунта наносились светлые валеры, для темных валеров использовалась лессировка.

Портрет придворного шута (Д. Веласкес)
Портрет
придворного шута.
Д. Веласкес.

Сваха (Ян Вермеер, 1656 г.)
Сваха. Ян Вермеер. 1656 г.

Прачка (Ж.-Б. Шарден, 1730-е г.)
Прачка.
Ж.-Б. Шарден.
1730-е г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»