Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раджпутская школа

Кришна поднимает гору Говардхан (18 в.)Своим названием школа обязана территории в Индии - Раджастхану.

Знаменитая прославленная индийская школа миниатюр, берущая начало в 16 веке. Процветание ее продолжалось до 19 века и всецело захватило Центральные районы Индии. Основными центрами распространения стали Мальва, Мевар, Буни, Кишангарх.

Миниатюра раджпутской школы делится на несколько разновидностей, которым она обязана Раджпутану, Пахира, Басоли, Джамма Кангра, Бундельканду, местным школам различных княжеств. В основе сюжетов для индийских миниатюр лежит литературный и поэтический материал. Иллюстрации дополняют знаменитые «Рамаяну» и «Махабхарату». Кришна - главный герой легенд, повествований индийского народа, его миниатюрные изображения носят лирический характер с легким любовным оттенком.

Подлинной своей силы Кришна достиг в литературных произведениях хинди. Символ красоты и любви, обожаемый святой с легкостью преодолевает кастовые разногласия. Естественное единство с природой позволяло наделить Кришну особым лиризмом и почитанием.

Раджпутская миниатюра была плодом древних традиций мастеров монументальной живописи и народных мотивов. Ее декоративность сразу ассоциировалась с джайнской миниатюрой, которая процветала в Гуджрате. Специфические черты раджпутская миниатюра приобрела к 17 в, когда появились яркие изобразительные сюжеты. Миниатюрные картины покоряют поразительной эмоциональностью, а лирическое настроение автора чувствуется в каждой красочной линии. Тонкое сопереживание природы придает миниатюрам легкую неуловимую лиричность.

Кришна поднимает гору Говардхан (Мевар, конец 17 века) Мастерство, с которым художники раджпутской школы создавали сложнейшие сюжеты, позволяет зрителю увидеть тончайшие прорисовки фигур человека, животных, растений, а сложнейшим дополнением к ним является необычная декоративность. Колорит живописи выполнен чистыми насыщенными цветами. В 18-19 вв школа Кангра представлена подлинными шедеврами, знаменующими расцвет раджпутской миниатюры. Этому способствовало усиление реалистичности, искусное использование фантастической декоративности, сложный линейный ритм.

Спадом можно назвать период, когда миниатюра раджпутской школы стала носить явно культовое содержание, слившись с народным лубком. Но значение, которое знаменитые миниатюры имели для всего декоративно-прикладного искусства Индии средних веков, переоценить невозможно.


Миниатюра школы Пахари
Миниатюра школы
Пахари.

Женщины у колодца (миниатюра 18 века)
Женщины у колодца.
Миниатюра 18 века.

Кришна и Радха под деревом во время грозы
Кришна и Радха
под деревом во
время грозы. 18 век.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»