Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Жиллотаж

Станок высокой печатиЖиллотаж является одним из способов цинкографии. Таким методом высокая (выпуклая) печатная форма изготавливается способом травления на металле. Название способа происходит от имени гравёра из Франции Ф. Жилло, который придумал жиллотаж в 1850-х годах. Данный вариант цинкографии заключается в том, что на поверхность пластины из цинка ручным способом наносили изображение, затем делали рисунок кислотоупорным и потом подвергали воздействию кислоты.

Изначально жиллотаж был разработан для перевода литографий в высокую печать. Он использовался в некоторых парижских юмористических журналах. Метод Жилло долгие годы применялся в фотомеханической цинкографии.

Жиллотаж изначально использовали для перевода литографии в высокую печать. Для этого на медную или цинковую пластину через специальную переводную бумагу переводили сочный литографский оттиск. Затем происходило сложное ступенчатое травление. Оно состояло в том, что после неглубокого начального воздействия кислоты на созданный рельефный рисунок накатывали особую типографскую краску. А затем поверх присыпали канифолевым порошком. Особое внимание уделялось тому, чтобы данный грунт не попал на пробельные места. По мере прогревания пластины канифоль плавилась и сползала с выступающих мест рисунка, защищая его со всех сторон.

Такое травление с применением кислоты повторялось до шести – девяти раз. В результате на металле образовывался высокорельефный рисунок. С такой металлической доски делали в типографской машине печать оттисков.

Постепенно, по мере развития искусства жиллотажа, этот способ использовался уже не для перевода литографии в металлическую гравюру, а для создания авторских клише. Рисунок создавался на переводной бумаге или самой цинковой пластине. Потом пластину с нанесённым или переведённым рисунком травили этим же методом.

Впервые Жилло достиг удачных результатов в попытках создавать цинковые клише с рельефными изображениями. Подобные клише были удобны для печати на обычном типографском станке. Но широкое распространение подобных клише продолжительное время задерживалось тем, что по способу Жилло выполнять непосредственно на цинке или переводить на него с бумаги можно было лишь рисунки, выполненные в штрихах и контурах, без сплошной затушёвки полутонов и теней.

Из книг П.Е. Корнилова
Из книг П.Е. Корнилова.
П.А. Шиллинговский. Цинкография.

Колхозники села Чутово (цинкография) 
Колхозники села Чутово.
Г. Калмахелидзе. Цинкография. 1971.

Мальчик с собакой
Мальчик с собакой.
Открытка. Жиллотаж.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»