Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Классический период: скульптура


Композиция западного фронтона храма АфиныАфайи на о. Эгина Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура. Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.

Сраженный воин (восточный фронтон храма Афины Афайи на о. Эгине. 490-480 гг. до н.э. Глиптотека, Мюнхен) Фронтоны храма Афины Афайи на Эгине образовались на рубеже классического и архаического периода. Например, голова Афины, изображённая на восточном фронтоне более позднего периода. Удивлённый наивный взгляд сменяется уверенным и спокойным. Овал лица приобретает плавность, резкая улыбка исчезает, красиво сложенные губы становятся более сочными, глаза теряют узкость и изогнутость. Мастер отказывается и от архаического декоративизма – орнаментального изображения причёски.

В сложных положениях показаны воины восточного фронтона. Сражающиеся показаны порой почти опрокинутыми на спину или еле-еле держащимися на ногах. После продолжительного периода, когда было принято показывать фигуры неподвижными, у мастера словно прорвалось желание изобразить быстрые движения воинов. Но пока это получается ещё слишком наивно, чересчур резко и слишком подчёркнуто.

Воины с восточного фронтона храма Афины Афайи на о. Эгина (490-480 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен) Геракл, стоя на одном колене, натягивает тетиву лука, целясь во врага. В постановке его фигуры отсутствует узорочье контура, как в изображении архаического Париса западного фронтона. Положение тела, необходимое для боя, оказывается естественным, а потому отличается большей красотой.

В угловом изваянии павшего воина, находящегося на западном фронтоне, подчёркнут сложный повтор ног, изогнутых в коленях, и рук – дань присущей архаике орнаментальности. В изображении слабеющего углового воина на восточном фронтоне, который с большим трудом опирается на щит, мастеру удаётся передать истинное страдание. В пластике возвышенность чувств выражена с такой же силой, как и в лирической эпитафии:


"Славных покрыла земля - тех, которые вместе с тобою
Умерли здесь, Леонид, мощной Лаконики царь!
Множество стрел и коней быстроногих стремительный натиск
В этом сраженье пришлось выдержать им от мидян".

Геракл с восточного фронтона храма Афины Афайи на о. Эгине. 490-480 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен
Геракл
с восточного фронтона
храма Афины Афайи
на острове Эгина.
490-480 гг. до н.э.
Государственное античное
собрание, Мюнхен.

Центральный фронтон храма Афайи (Эгина, 490-323 гг. до н.э.)
Центральный фронтон храма Афины Афайи
на острове Эгина.
490-323 гг. до н.э.

Голова Афины с восточного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. 490-480 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен
Голова Афины
с восточного фронтона
храма Афины Афайи
на острове Эгина.
490-480 гг. до н.э.
Государственное античное
собрание, Мюнхен.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»