Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Образ Самсона в искусстве


Согласно версии экзегетов, образ Самсона восходит к древнему божеству Солнца. Длинные волосы библейского героя являются символом солнечных лучей и, одновременно, мужской силы.

Образ Далиды же, напротив, трактуется в качестве олицетворения тьмы и ночи, которая срезает волосы, то есть лучи бога-солнца. Другая версия имени Далиды – Дилайла, то есть «Ночь».

Легенда о Самсоне вызвала интерес многих художников. Она заинтересовала в первую очередь мастеров периода Барокко. Легенда привлекла их своей экзотичностью, динамизмом и страстностью.

Во Флоренции скульптор Джамболонья создал около 1562 года скульптурную группу «Самсон, убивающий филистимлянина». По композиции эта скульптура похожа на произведение Б. Бандинелли «Геркулес и Какус». В 1623-м году эта скульптура оказалась в Англии. Её передал в подарок принцу Уэлскому, будущему королю Карлу I, испанский король в качестве подарка. Сейчас она находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Рембрандт также внёс свою лепту в создание образа Самсона в искусстве. Он написал полотно «Ослепление Самсона».

В прошлом Самсона приравнивали к царю Давиду, из-за чего образовалось смешение сюжетов. Так раньше считали, что на центральной закомаре западного фасада Дмитриевского собора во Владимире изображён раздирающий пасть льву богатырь Самсон. Однако это ошибочное мнение. На закомаре представлен Давид – об этом свидетельствуют короткие волосы. Такие изображения возникали под воздействием сюжетов о Самсоне и похожих композиций, исходящих из истории Давида в торевтике.

Возле Петербурга в нижнем парке Петергофа, в «ковше» Большого каскада был создан в 1735 году фонтан. Из пасти льва возносится к небу более чем на двадцать метров струя воды. Б. К. Растрелли Старший создал скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва».

Монумент в честь двадцати пятилетия победы над шведами под Полтавой в 1709 году создан на основе программы Феофана Прокоповича (лев является частью шведского герба). Феофан Прокопович (1681 – 1736) – новгородский архиепископ, писатель и просветитель. 22 июля 1709 года, менее чем через месяц после «Полтавской виктории», в присутствии Петра Великого Феофан произносит «Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войском свейским победе». Эта речь была произнесена в киевском кафедральном соборе. В речи Феофан сравнивает Петра с библейским Самсоном.

Рембрандт Ослепление Самсона.
Триумф Самсона (Гвидо Рени. 1612 г.)
В. Л. Симонов Задумчивый Самсон

Самсон поражает филистимлян ослиной челюстью
Самсон поражает филистимлян
ослиной челюстью.

Фонтан Самсон. Скульпторы Б.К.Растрелли, М.Козловский
Фонтан Самсон.
Скульпторы Б.К.Растрелли
и М.Козловский.

Пьерино да Винчи. Самсон, убивающий филистимлянина
Пьерино да Винчи.
Самсон
убивающий филистимлянина.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»