Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Иконописание в Твери


Архангел Михаил (икона) Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков. Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси.

Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.

Икона «Архангел Михаил», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, своей утончённой пластикой производит особое впечатление. Тверские приёмы построения формы доведены художником до необыкновенной выразительности. Однако сам Архангел написан непропорционально – у него огромные кисти рук, короткий торс, большая голова. Такие детали изображения говорят об авторе, как о провинциальном художнике. И всё же достоинство произведения в том, что на иконе изображена не бесплотная идея, а грозная реальная сила – могущественный карающий воин.

Небольшая икона «Богоматерь Петровская» является примером работы столичной мастерской. Она также хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Богоматерь Петровская (икона) Икона иллюстрирует богатство художественной нюансировки, единство пространственных, пластических и цветовых решений образа. Богоматерь на иконе отображена такой, какой была на земле – жертвующей, поучающей и страдающей.

Самостоятельным течением в развитии тверского живописного искусства стал византийский стиль письма. Экспрессивность, сложность и напряжённость южнославянского и греческого письма близки творческим поискам иконописцев из Твери. Свидетельством культурных взаимоотношений между Тверью и Византией стал Федоровский тверской монастырь, в котором проживали выходцы из православного Востока и Константинополя.

Среди всех икон, созданных под влиянием византийской традиции, особенно выделяется выносная «Богоматерь Одигитрия» с «Николой» на обороте, написанная в конце четырнадцатого – начале пятнадцатого века и сейчас находящаяся в Музее имени Андрея Рублёва. Икона была обнаружена в 1967 году в церкви села Васильевского, недалеко от Старицы.

В конце четырнадцатого века живописцы переходят к более ясной и уравновешенной живописи, удаляясь от былой экспрессивности.



Воскрешение Лазаря (икона)
Воскрешение Лазаря.
Конец XV в.

Василий Великий Иоанн Златоуст (Царские ворота, конец XIV в.)
Василий Великий,
Иоанн Златоуст.
Конец XIV в.

Cвятой Николай Чудотворец (Икона XIV-XV вв.)
Cвятой
Николай Чудотворец.
XIV-XV вв.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»