Ранняя классика: древнегреческие статуи
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Если в архаическом периоде красота для скульптора выражалась в орнаментальности контура и деталей фигуры, то теперь это прежде всего благородство выразительных движений.
В статуе Дискобола воплощена не только физическая мощь и напряжение атлета, но и волевая сосредоточенность. Лицо этого прекрасного духом и телом человека в одно и то же время спокойно и преисполнено властной энергии. Движение сокрыто в совершенном равновесии. В его облике достигнуто ясное совершенство покоя, снято ощущение резкости мгновенной остановки.
В том случае, если бы скульптор изобразил атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, был бы потерян весь эффект. Тот самый эффект, который сохраняет статуе жизнь уже в течение двух с половиной тысяч лет. Пропал бы накал чувств изображённого персонажа. Этот эмоциональный накал ощущается и по сей день. В образе скульптуры сосредоточена гармоническая красота волевого человеческого усилия. В наши дни подобные статуи часто украшают сады, парки и стадионы. Поэтому статуя и по сей день не утратила своей актуальности.
В другом произведении Мирон обращается к мифу об изобретении Афиной флейты. После изобретения богиней этого чудесного инструмента, она прокляла её, так как при игре её лицо искажалось. Эту флейту затем взял силен Марсий. Порой в статуях Афины и Марсия исследователи видят насмешку над беотийцами, любившими игру на флейте. Однако в этом лишь часть смысла данной скульптуры, также как и мифологический сюжет раскрывает лишь одну сторону её содержания.
Основная идея произведения скульптора – превосходство благородства над низменностью. Светлое и разумное начало олицетворяет образ Афины. Образ Марсия – символ дикого, тёмного и неуравновешенного начала. Эти образы намеренно контрастны. Рядом с устойчивой фигурой богини Марсий кажется падающим навзничь. Движения Афины плавны и спокойны. И им противопоставлена экспрессивность отшатывающегося, устрашившегося силена.
Марсий. Мирон. Середина V в. до н.э. Мраморная римская копия. Рим. Латеранский музей
|
Афина. Мирон. Середина V в. до н.э. Мраморная римская копия. Франкфурт
|
Дискобол. Мирон. Мраморная римская копия. 450 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|
Дискобол. Мирон. Мраморная римская копия. 450 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|