Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мастера чернофигурного стиля

Чёрнофигурный стиль Чёрнофигурный стиль – это разновидность росписи керамических ваз периода архаики (XII – VII века до н.э.), созданных в Древней Греции. В результате того, что фигуры на красном, охристом или же, в более редких случаях, сером фоне черепка из глины обрабатывались чёрным лаком, они смотрелись как тёмные силуэты на светлом фоне.

В конце седьмого века до н.э. изначально в Коринфе, а потом и в других городах Древней Греции ковровый стиль вазописи уступает своё место чернофигурному. Последний достиг самого высокого расцвета в аттической керамике шестого века до н.э.

Одним из прославившихся в веках мастеров чёрнофигурного стиля является художник Эксекий. А одним из его самых известных произведений является ваза, расписанная по мотивам легенды о похищении пиратами бога вина Диониса, и превращении их в дельфинов. Изгибающиеся виноградные лозы, свободно расположенные фигуры резвящихся дельфинов, изогнутый силуэт корабля гармонично вторят форме чаши.

Атлант и Прометей (Чернофигурная керамика) К излюбленным сюжетам мастера принадлежат сцены «Илиады» Гомера, подвиги Геракла, битва греков с амазонками - легендарными женщинами-воительницами.

Так на одной из амфор Эксекия изображен Ахилл и его друг Аякс, играющие в кости. Форма вазы отличается безупречной красотой силуэта, а её пропорции восхищают зрителя соразмерностью. Ручки сосуда декорированы стилизованными листьями, а над изображением вьётся изящный фриз из лотосов и пальметт.

С формой вазы замечательно согласовывается уравновешенная и стройная композиция росписи. На оранжевом тёплом фоне вырисовываются прекрасные в своём совершенстве силуэты Аякса и Ахилла. Они сидят на высоких табуретах, каждый держит по два длинных копья, за их спинами высятся щиты. Герои поглощены игрой. Бросив кости, они наклонились, чтобы взглянуть на результат. «Четыре», - произносит Ахилл. «Три», - констатирует проигравший Аякс.

Жесты и позы героев ритмично повторяются. Их доспехи и короткие хитоны декорированы роскошным орнаментом, выполненным белой краской и линиями, процарапанными по чёрному лаку.

Одиссей и сирены (Чернофигурная керамика, прим. 340 г. до н.э.) Так же переданы черты лица – брови, губы, глаза, локоны бороды и причёски. Гребень шлёма Ахилла, отдельные детали одеяния, головные повязки окрашены пурпурно-фиолетовым тоном.

Изысканная декоративность росписи - черта, присущая архаичному искусству. Чёрнофигурный стиль предоставлял мастеру не слишком богатые возможности – он был достаточно ограничен в изобразительных средствах. И поэтому в VI – V веках до н.э. он сменяется краснофигурным.


Геракл, убивающий Немейского льва (Псиакс, аттическая чернофигурная ваза. Италия. ок. 525 г. до н.э.)
Геракл, убивающий
Немейского льва.
Аттическая чернофигурная ваза.
Псиакс, около 525 г. до н.э.

Килик
Килик "Дионис в ладье".
Эксекий,
около 535 г. до н.э.

Ахилл убивает Пенфесилею (Эксекий. Амфора. VI в. до н.э.)
Ахилл убивает Пенфесилею.
Амфора.
Эксекий. VI в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»