Нимфы
В греческой мифологии нимфы – это божества женского пола, олицетворяющие разные природные явления. Нимфы живут в лесах, горах, морях, реках ручьях и родниках. Это веселые, легкомысленные и красивые создания. Они умеют исцелять, обладают даром предвидения, являются музой для поэтов. Дочери Зевса, спутницы Диониса и Артемиды, они изображались в виде прекрасных нагих или полуобнаженных девушек.
В зависимости от места обитания, нимфы имеют различные названия. Божества, обитающие в морях, именуются океанидами (дочери Океана и Тефиды), в речных водах и ручьях – нереидами или неядами (дочери Нерея и нимфы Дориды). Названия водных нимф означают какое-либо свойство водной стихии. Живущие в долинах нимфы называются напеи, обитающие в лугах – лимнады, а нимфы деревьев - дриады. Их существование проходит далеко от Олимпа, но они обязаны являться во дворец по приказу Зевса. Обитают прекрасные девы в гулких загадочных пещерах. Их появление связывают с местами появления нового источника. Древние люди воздвигали в гротах и рощах святилища для жертвоприношения нимфам – нимфеумы.
Бьющие из земли ключи обладали целебными свойствами, поэтому считалось, что нимфы еще и спутницы бога Асклепия, исцеляющие и приносящие здоровье. Божественные девы считались обладательницами тайной мудрости жизни и смерти.
Являясь частью природы, будучи благосклонными к людям, три нимфы, дочери Зевса и Эвриномы, стали «харитами» - богинями радости, веселья, изящества и красоты, воплощением вечной молодости.
Издревле, люди использовали различные водоемы для гаданий. Было принято бросать в водоворот табличку, с написанным на ней вопросом и наблюдать, как водная стихия ею распорядится: поплывет она по течению, будет ли выброшена из воды или пойдет ко дну.
Человека, подозреваемого в преступлении, бросали в реку в надежде на то, что справедливые нимфы правильно распорядятся его судьбой. Девы наказывали не только правонарушителей, но и тех, кто не проявлял уважения к богиням. Самым страшным наказанием являлось безумие. Люди стали находить тайный смысл в безумных выкриках «наказанного». К безумным стали прислушиваться, как к носителям тайного знания, части мудрости природных сил. Такие прорицатели пользовались большим уважением, тем более, что их безумие могло носить и временный характер, как, например, у Пифии. Она вдохнула пары, которые вырывались из земли. Разновидностью безумия являлась одержимость. Одержимым считался человек, отражающий свое эмоциональное состояние в собственных танцах, песнях, рассказах. Позднее этим способностям стали покровительствовать сестры нимф – музы.
Плодородные земли, цветущие сады, рост численности скота, обилие пчел в ульях - все было во власти нимф, как духов природы. Поэтому в древнегреческих поэтических произведениях нет ярких, красочных описаний природы. Для древних греков нимфы воплощали все известные и неизвестные явления природы, Шелест деревьев, дуновение ветра, щебетание птиц – везде улавливались голоса божественных дев.
Нимфы не бессмертны. Они живы до тех пор, пока жива та часть природы, духом которой они являются. Река может высохнуть, лес могут вырубить и вместе с ними исчезнет и нимфа. Обращаться с нимфами нужно так же бережно и осторожно, как и с природой.
Со временем, человечество стало изменять свои представления о природных силах. Нимфы теперь отождествлялись не только с природными явлениями, они обрели образ. Образ красивейших полуобнаженных девушек. Если на такую деву обращал внимание бог, то от такого союза рождались герои.
Сестры. Джулия Белл.
|
Гилас и нимфы. Дж. У. Уотерхаус. 1890 г.
|
Добыча нимф. Эвард Пойнтер.
|