Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ранняя классика: декоративная скульптура


Композиция западного фронтона храма АфиныАфайи на о. Эгина Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.

Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Сраженный воин (восточный фронтон храма Афины Афайи на о. Эгине. 490-480 гг. до н.э. Глиптотека, Мюнхен)

Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.

Фронтоны храма Афины Афайи на Эгине образовались на рубеже классического и архаического периода. Треугольное поле фронтона, расположенного над западным шестиколонным портиком было заполнено 12-ю воинами, сражающимися между собой. В центре фронтона изображено изваяние Афины. Здесь отсутствует характерная для периода архаики разновеликость статуй, так же как отсутствует и плоскостность фигур. Воины, которые находятся ближе к краю, изображены ваятелем стоящими на коленях. Реконструкция храма Афины Афайи, остров Эгина

Композицию фланкируют гоплиты, лежащие в неудобных и сложных позах. Они находятся лицом к зрителю, демонстрируя мужество и героическую смерть.

Строгая и величественная Афина, вооружённая копьём и щитом, защищает упавшего грека. Здесь богиня предстаёт именно такой, как её описал в пятой песне «Илиады» Гомер.

В изображении лучника в шлёме, по-видимому, виновника войны Париса, который, подобно гомеровским описаниям, показан нарядным и щеголеватым, ощутима свойственная архаике орнаментальность очертаний и жёсткость движения.

Афина с фронтона храма Афины Афайи на острове Эгине (Начало 5 в. до н.э.) В облике воинов западного фронтона также выступают и черты условности, - например, архаические улыбки.

Ваятели, создавшие восточный фронтон, менее архаичны, чем скульпторы западного фронтона.

Так получилось потому, что первые статуи, которые были разрушены во время войны с персами или разбиты молнией, позже были заменены новыми. Эти статуи уже отличались от более ранних, которые археологи также нашли возле храма.

Если сравнить изваяния второго и первого восточного фронтонов, то заметны произошедшие за эти годы в искусстве изменения.

К произведениям восточного фронтона более раннего периода относится голова в шлёме. Возможно она принадлежит Афине. Условная улыбка, миндалевидный разрез глаз, припухлость щёк, резкие переходы от скул к подбородку, от лба к глазам, орнаментальная трактовка волос надо лбом говорят о традиции искусства архаики.


Центральный фронтон храма Афайи (Эгина, 490-323 гг. до н.э.)
Центральный фронтон храма Афайи
на острове Эгина.
490-323 гг. до н.э.

Раненый воин (фронтонная фигура из алтаря Афайи на острове Эгина, ок. 500 г. до н.э.)
Раненый воин.
Фронтонная фигура из алтаря Афайи
на острове Эгина.
Около 500 г. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»