Ранняя классика: декоративная скульптура
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.
Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Фронтоны храма Афины Афайи на Эгине образовались на рубеже классического и архаического периода. Треугольное поле фронтона, расположенного над западным шестиколонным портиком было заполнено 12-ю воинами, сражающимися между собой. В центре фронтона изображено изваяние Афины. Здесь отсутствует характерная для периода архаики разновеликость статуй, так же как отсутствует и плоскостность фигур. Воины, которые находятся ближе к краю, изображены ваятелем стоящими на коленях.
Композицию фланкируют гоплиты, лежащие в неудобных и сложных позах. Они находятся лицом к зрителю, демонстрируя мужество и героическую смерть.
Строгая и величественная Афина, вооружённая копьём и щитом, защищает упавшего грека. Здесь богиня предстаёт именно такой, как её описал в пятой песне «Илиады» Гомер.
В изображении лучника в шлёме, по-видимому, виновника войны Париса, который, подобно гомеровским описаниям, показан нарядным и щеголеватым, ощутима свойственная архаике орнаментальность очертаний и жёсткость движения.
В облике воинов западного фронтона также выступают и черты условности, - например, архаические улыбки.
Ваятели, создавшие восточный фронтон, менее архаичны, чем скульпторы западного фронтона.
Так получилось потому, что первые статуи, которые были разрушены во время войны с персами или разбиты молнией, позже были заменены новыми. Эти статуи уже отличались от более ранних, которые археологи также нашли возле храма.
Если сравнить изваяния второго и первого восточного фронтонов, то заметны произошедшие за эти годы в искусстве изменения.
К произведениям восточного фронтона более раннего периода относится голова в шлёме. Возможно она принадлежит Афине. Условная улыбка, миндалевидный разрез глаз, припухлость щёк, резкие переходы от скул к подбородку, от лба к глазам, орнаментальная трактовка волос надо лбом говорят о традиции искусства архаики.
Центральный фронтон храма Афайи на острове Эгина. 490-323 гг. до н.э.
|
Раненый воин. Фронтонная фигура из алтаря Афайи на острове Эгина. Около 500 г. до н.э.
|