Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Кризис русского академического искусства

Портрет И. Е. РепинаКритики тех времён полагали, что кризис русского академического искусства 1870 – 1880 гг. заключался в слабости национально-романтического течения. Чтобы преодолеть каноничность и условность исторических сюжетов, был необходим сильный, подлинный романтизм. В русском искусстве произошёл постепенный переход от застывших академических программ к живописи «натуральной школы» и бытовому натурализму «передвижников».

Картины на исторические темы Иванова и Брюллова стали исключениями в русском искусстве девятнадцатого века. К концу 1880-х годов русское академическое искусство потеряло цельность. Постепенно сошло на нет «обличительное направление», которое отразилось в живописи «старших передвижников» и развивалось в русской публицистике и литературе с 1850-х годов. Его отдельные элементы сохранились в творчестве К. Б. Венига, В. В. Верещагина, Н. А. Кошелева. Профессора АХ – Г. И. Семирадский, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский работали за рубежом, ориентируясь на запросы модных парижских Салонов.

С. В. Бакалович  и Семирадский работали в «археологическом направлении», в котором в салонном духе, с примесью эстетики Модерна в худшем направлении этого стиля, они пытались «воссоздать» «помпеянский» стиль и античность. Появляется также «экспериментальное» течение модернизма. Его пример – полотно В. С. Смирнова «Смерть Нерона», 1888 год, достаточно новаторское по композиции и цветам. Но и здесь острота художественного решения притупляется нейтральностью с примесью декадентской холодности в истолковании «кровавого сюжета».

В 1891 году специально отобранная комиссия занялась пересмотром академического устава. В связи с реформой 1893 года Высшее художественное училище при АХ стало самостоятельным. В состав его профессуры вошли бывшие «передвижники»: А. И. Куинджи, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, В. Е. Маковский, В. В. Матэ и др. Но поражение передвижничества, о котором вскоре заговорили, всё же не стало «победой Академии». Она так и осталась на задворках европейского искусства. После революции, в 1918 г., АХ упразднили. Последовал период вандализма и хаоса «Свободных художественных мастерских». Наконец, в 1933 году была учреждена Всероссийская Академия художеств, которая в 1947 году была переименована в Академию художеств СССР.

Портрет художника А.И. Куинджи (В.М. Васнецов)
Виктор Васнецов.
Портрет художника
А.И.Куинджи .

Портрет художника И.И. Шишкина (И.Н. Крамской)
Иван Крамской.
Портрет художника
И.И. Шишкина.

Портрет художника К.П. Брюллова (В.А. Тропинин)
Василий Тропинин
Портрет художника
К.П. Брюллова.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»