Левый фронт искусства (ЛЕФ) – это художественно-литературное объединение. Было образовано в конце 1922 г в Москве. Членами объединения были художники (Б.Ф. Степанова, В.Е. Татлин, А М. Родченко), поэты (В.В. Каменский, П.В. Незнамов, Н.Н. Асеев, С.И. Кирсанов и др.). До 1927 г в ЛЕФ входил Б. Л. Пастернак. В состав общества также входили теоретики и критики искусства Б.А. Кушнер, А.М. Лавинский, В.Б. Школовский и пр. Возглавлял ЛЕФ В.В. Маяковский.
Критерии революционной практики полностью выпадают из внимания лефовцев. Ратуя за «фактографию», члены ЛЕФа протестуют против художественной литературы и художественного вымысла. Право на существование получает лишь газетный очерк на злобу дня, дневники, мемуары и прочая «документальная» литература.
«Деятели левого фронта», так же, как и «деятели Пролеткульта» и прочих «фронтов», с которыми они без конца полемизировали, полагали, что можно вынудить искусство отказаться от сложившихся в ходе исторического развития жанров почти теми же методами, с помощью которых капиталистов вынудили отказаться от своей собственности. Если в обществе господствует «диктатура пролетариата», то в искусстве, соответственно, должна быть «диктатура вкуса».
Об искусстве, которое основывается на диктатуре, в своё время заговорили футуристы Италии. Они мечтали о совершенно новом искусстве, а создали обслуживающую фашизм идеологию. «Мы использовали отдельные лозунги итальянских футуристов и верны им и по сей день», - говорил Брик в 1927 году. В качестве подходящего для теоретических воззрений лефовцев лозунга он приводил цитату из высказываний Т.Ф. Маринетти, теоретика футуризма: «…мы ратуем за восхваление лихорадочной бессонницы, наступательного движения, опасного прыжка, гимнастического шага, оплеухи и кулачного удара».
«Кулачный удар и оплеуха» стали неотъемлемыми составляющими лефовского словаря. Ревностно пропагандируя чистоту рядов литературы пролетариата, они полагали своей прямой обязанностью вовремя нанести «оплеуху» тем, «кто пытается проникнуть… сквозь недостаточно охраняемые «художественные двери», проведя с собой… всяческий вид художественного оппортунизма». Так «оплеухами и кулачными ударами» встретили лефовцы рассказы М. Зощенко, романы А. Толстого, «Зависть» Ю. Олеши и прочие произведения, которые не соответствовали их теоретическим воззрениям.
Со временем малохудожественная проза лефовцев была справедливо позабыта. |
|