Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сакральная география христианской культуры

Странствия Христа Сакральная география христианской культуры – это иррациональное, мистическое понятие западного христианства. В соответствии с евангельским повествованием и книгой «Деяния Апостолов» Христос и его ближайшие ученики не имели на земле места, где могли бы остановиться и преклонить голову.

Святая земля – Иерусалим, Палестина – не стала истинным центром христианского мира не только из-за мусульманской экспансии. Иерусалим – лишь символический центр христианства. Странствия Иисуса Христа, а потом Св. Апостола Павла (три путешествия в Кипр, Грецию, Малую Азию, Македонию и казнь в Риме; Деян. 13 – 21) сформировали новую сакральную географию.

Характерным примером формирования сакральной географии стали легенды о странствиях в Испанию С. Иакова Старшего. Укрепление новой веры шло не на родине христианства, а в чужой земле: в эллинистическом Египте, в Риме, в Равенне, в Константинополе.

Странствия Христа

Христианство укоренилось в истории, но при этом не идентифицируется ни с одной этнической культурой. Вера христиан является мессианской, страннической по своей природе. У неё нет собственной земли. В ней интегрированы разнообразные учения, прозрения, видения, формы искусства и культурные традиции, хотя при этом она остаётся канонической и неизменной. Одной-единственной земли христиан не существует, хотя история христианства – это реальность.

Отсюда метафизический характер сакральной географии, который сродни символичности художественного мышления человека. Этим же объясняются неудачные попытки превратить географию христианства в факт реальной действительной жизни. «Священная война» западных христиан за отвоевание у мусульман Святой земли (1096 – 1270 гг.) происходила в по-настоящему исламском духе. Сформированное вдали от исторической родины христианства католичество уже не зависело от Святой земли. Христианский мир, завоевав Иерусалим, на самом деле не расширил своих владений.

Именно поэтому Св. Франциск Ассизский пытался противопоставить агрессии периода крестоносцев смиренное и миролюбивое миссионерство. Сакральность географии христиан стала наиболее важным фактором, который определил характер духовности христиан-католиков и христианского искусства.


Правая часть картины Странствия Христа
Правая часть картины
Странствия Христа.

Странствия Христа - фрагмент
Странствия Христа
фрагмент.

Левая часть картины Странствия Христа
Левая часть картины
Странствия Христа.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»