Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Иконография


Иконография Спасителя Иконография (от греч. eikon — изображение, образ и grapho — пишу, рисую, черчу) – в изобразительном искусстве – строго регламентированная система изображения определённых образов или сюжетов.

Начало иконографических систем связывают с религиозным культом. В иконографии обязательно соблюдение определённых правил.

Вероятно, подобная позиция связана с необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены. Однако, скорее всего формирование данных правил вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическими догматами.

В иконографии выделяют:

  • иконографию Иисуса Христа;
  • иконографию Богородицы;
  • иконографию «праздников» в христианском искусстве;
  • иконографию Будды и бодхисатв в буддийском искусстве.
Иконография Божией Матери

В течение столетий, с обогащением искусства новым содержанием, изменялись и иконографические схемы. Развитие реализма, обмирщение искусства, развитие творческой индивидуальности живописцев в Европе в эпоху Возрождения сформировали предпосылки для свободы истолкования старых иконографических схем, а также появление новых, регламентированных намного менее строго.

Иконография в искусствознании – это систематизация и описание типологических схем и признаков, которые приняты при изображении каких-либо легендарных или реальных персонажей или сюжетов.

Иконографический метод сформировался в 1840-х годах в Германии и Франции, в качестве средства изучения искусства средневековья, его связей с литературными и религиозными событиями, его источников, через истолкование аллегорий, атрибутов, символики и проч.

В XIX – XX веке Н.П. Кондаков – русский историк искусства - применил иконографический метод для изучения византийских традиций в русском искусстве периода средневековья.

Э. Панофский – американский учёный – считает иконографию основой т.н. иконологического метода исследования сюжетной линии произведений искусства. Таким образом иконография помогает определить значение и смысл произведений искусства в контексте данной культуры, проявить отражённые в них черты миросозерцания.

Важно лишь не считать иконографию самоцелью, а сочетать её с разноплановым исследованием эстетических и социальных аспектов искусства. Лишь такой метод исследования даст ключ для верного понимания художественного произведения.

2) Иконография – совокупность изображения какого-либо лица. Например, портреты А.С. Пушкина.

Умиление Путиводительницы
Умиление
Путиводительницы.

Иконография Святцы
Иконография Святцы.

Иконография Пророка
Иконография
Пророка.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»