Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эклектизм


(от греческого eklektikos - возможность, способность выбирать)

Храм Христа Спасителя (К. Тон, г. Москва)Архитектурное направление, принятое в Европе и России в период со 2-й трети XIX века (1830-1890гг).

Девятнадцатый век стал первым, в котором эпоха не стала знаменовать собой появление нового стиля. Предшествующие столетия принесли человечеству великие имена, художественные сокровища и многочисленные названия новых стилевых направлений в искусстве, его видах и жанрах, среди которых романтизм и реализм, ампир и символизм, импрессионизм и прерафаэлизм. После долгих изысканий наступило «безвременье» - полное отсутствие единства в художественном стиле. Критическая оценка искусства пришла к тому, что это время стало носить название «эклектичное».

Но со временем, и это совершенно справедливо, архитектурный стиль, созданный в промежутке между 1830 и 1890 годами, стал называться эклектизмом, что совершенно точно с философской стороны этого вопроса, так как несет в себе идею выбора. В это время эклектизм уверенно и безжалостно вытесняет классицизм, в котором необходимым элементом был ордер, а постройки отличались серой однообразностью.

Так называемая ордерная архитектура, приевшаяся классика греческих и римских мастеров сознательно отвергаются художниками, что дает простор для проявления творческой свободы, неограниченной фантазии, которая смело и талантливо проявилась в умах архитекторов и их многочисленных заказчиков-новаторов.

Королевский павильон (Д. Нэш, г. Брайтон) Усилиями талантливых создателей архитектурных строений на свет рождаются качества, которые наделяют художественные творения зодчих повествовательным содержанием, обогащенным красочной иллюстрацией, которая проявляется во всем, даже в деталях. Если архитектор начинал работать над новым проектом, его стремления нисколько не ограничивались в выборе: любой стиль или время могли стать основой для будущего строительства. При этом художник больше не думает о доминировании ордера, как единственном и обязательном элементе. Вкусы заказчиков обретают реальные черты, даже если их смело называют антихудожественными. Все это накладывает на новый стиль новаторские, революционные обязательства.

В России самым ярким примером эклектизма в архитектуре стал храм Христа Спасителя, который воздвигли в Москве по проекту К.Тона. Его трагическая история завершилась в первые годы советской власти, когда церковь безжалостно уничтожили. В Англии эклектизм оставил на долгую память Королевский павильон, который построен Джоном Нэшем в Брайтоне.

Стиль стал достаточно популярным в России и странах Европы. Главным достижением эклектизма стало освобождение архитектурного искусства от каких-либо давлений и обязательств перед предшествующим накопленным опытом. Художники по достоинству оценили и сумели интересно и многообещающе представить свои мечты в планировочных решениях. Это помогло расцвести национальным чертам, которые незаслуженно принижались на фоне модного и сиюминутного.

Дворец Алфераки (А.И. Штакеншнейдер)
Дворец Алфераки. А.И. Штакеншнейдер.

Доходный дом Третьяковых
Доходный дом Третьяковых.

Церковь Одигитрии
Церковь Одигитрии.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»