Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раджастханская школа


(от названия индийской территории Раджастхан и индийских княжеств)

Инициация (18-19 вв.) Раджастханская или раджпутская миниатюра - одна из ведущих школ индийской миниатюры шестнадцатого – девятнадцатого веков.

Постепенно её влияние распространилось на Раджастхан, на территории раджпутских княжеств и Центральную Индию.

Особенно часто повторяется в Раджпутской миниатюре тема безграничной любви бога Кришны и пастушки Радхи. В её лирическом и кротком облике нашёл поэтическое воплощение образ подлинно индийской женщины.

Но основным в данных миниатюрах является то общее лирико-идиллическое настроение, которое пронизывает весь поэтический и образный строй миниатюры.

Ещё более поэтическое и утончённое выражение данные черты находят в ином своеобразном жанре раджпутской живописи. Это так называемые «рагини», которые изображают различные музыкальные мелодии, и взаимосвязанное с ними эмоциональное и поэтическое настроение.

Почитание Шри Натха (XIX в.) Рагини, которые ассоциируются с разными годовыми сезонами, с большой музыкальностью и тонкостью отображали разнообразные любовные ситуации, которые связаны со встречей или разлукой влюблённых. Рагини, различные по лирической тематике, а также трактовке сюжетов, писались в различных индийских областях.

Раджпутская миниатюра, которая опирается на древние традиции монументальной стенной живописи, а также под влиянием мотивов фольклорных сюжетов, напоминала вначале своей условной декоративностью джайнскую миниатюру из Гуджарата.

Постепенно к семнадцатому веку вырабатываются основополагающие черты, присущие раджастханской или раджпутской миниатюре. Эти особенности прежде всего связаны со стремлением понятнее и ярче выразить изображаемую тематику. При этом лишь усиливаются черты поэтической и эмоциональной взволнованности в образной сюжетной трактовке.

Если в XVI – XVII веке для могольской миниатюры характерны тенденции к чисто светским темам, что привело к усилению интереса к окружающей действительности, к примеру, к портрету, то тематика раджпутской живописи ограничивалась исключительно эпическими и религиозными мотивами.

Раджа в паланкине (Около 1780 г.) Но при этом в её художественной трактовке всё более четко проявлялись черты поэтически-романтического переживания, выражалось тонкое ощущение окружающей природы, что сделало данную живопись особенно проникновенной и волнующей для восприятия зрителя.


Месяц сарван (август). Около 1570 г.
Месяц сарван (август).
Около 1570 г.

Небесное царство Вишну
Небесное царство
Вишну.

Кришна на празднике весны
Кришна
на празднике весны.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»