Раджастханская школа
(от названия индийской территории Раджастхан и индийских княжеств)
Раджастханская или раджпутская миниатюра - одна из ведущих школ индийской миниатюры шестнадцатого – девятнадцатого веков.
Постепенно её влияние распространилось на Раджастхан, на территории раджпутских княжеств и Центральную Индию.
Особенно часто повторяется в Раджпутской миниатюре тема безграничной любви бога Кришны и пастушки Радхи. В её лирическом и кротком облике нашёл поэтическое воплощение образ подлинно индийской женщины.
Но основным в данных миниатюрах является то общее лирико-идиллическое настроение, которое пронизывает весь поэтический и образный строй миниатюры.
Ещё более поэтическое и утончённое выражение данные черты находят в ином своеобразном жанре раджпутской живописи. Это так называемые «рагини», которые изображают различные музыкальные мелодии, и взаимосвязанное с ними эмоциональное и поэтическое настроение.
Рагини, которые ассоциируются с разными годовыми сезонами, с большой музыкальностью и тонкостью отображали разнообразные любовные ситуации, которые связаны со встречей или разлукой влюблённых. Рагини, различные по лирической тематике, а также трактовке сюжетов, писались в различных индийских областях.
Раджпутская миниатюра, которая опирается на древние традиции монументальной стенной живописи, а также под влиянием мотивов фольклорных сюжетов, напоминала вначале своей условной декоративностью джайнскую миниатюру из Гуджарата.
Постепенно к семнадцатому веку вырабатываются основополагающие черты, присущие раджастханской или раджпутской миниатюре. Эти особенности прежде всего связаны со стремлением понятнее и ярче выразить изображаемую тематику. При этом лишь усиливаются черты поэтической и эмоциональной взволнованности в образной сюжетной трактовке.
Если в XVI – XVII веке для могольской миниатюры характерны тенденции к чисто светским темам, что привело к усилению интереса к окружающей действительности, к примеру, к портрету, то тематика раджпутской живописи ограничивалась исключительно эпическими и религиозными мотивами.
Но при этом в её художественной трактовке всё более четко проявлялись черты поэтически-романтического переживания, выражалось тонкое ощущение окружающей природы, что сделало данную живопись особенно проникновенной и волнующей для восприятия зрителя.
Месяц сарван (август). Около 1570 г.
|
Небесное царство Вишну.
|
Кришна на празднике весны.
|