Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Левкас


(от греч. leukos – белый)

Грунт клеевой левкас Левкас в иконописи – название многослойного грунта, который изготавливался в средневековой русской иконной живописи из алебастрового (гипсового) или мелового порошка, смешивавшегося с животным клеем (рыбьим, мездровым и др.); а в темперной стенной живописи левкас состоял из гашёной извести с наполнителями (толчёным кирпичом, песком, мелко нарубленным льняным волокном, дроблёным известняком).

Левкас наносится на специально подготовленную доску несколькими слоями. Сохранность левкаса при этом тем выше, чем равномернее и тоньше наносились слои.

После высыхания поверхность левкаса тщательно шлифуют. На Руси в старину левкас шлифовали стеблями хвоща. В наше время иконописцы для этой цели применяют наждачную бумагу.

Технические приёмы и подход для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно специфичны. И потому вполне понятна та крайняя забота и сосредоточенность, которые были свойственны мастерам древности при формировании левкасного слоя.

В иконописи к левкасу предъявляются определённые требования: он должен быть однороден по составу и очень крепок; гладок и одинаково бел по всей поверхности; левкас должен быть устойчив ко всем видам разрушения.

Процесс нанесения левкаса Приготовление левкаса на алебастре было известно ещё в Древней Руси. К нам это умение перешло из Византии. Византийский левкас считался для иконописи самым лучшим – его стойкость и прочность была испытана.

Приготовленный на мелу левкас входит в технику русской иконописи намного позднее и, как более дешёвый, постепенно вытесняет алебастровый. При этом он был менее долговечен и прочен, и даже вредно воздействовал на позолоту.

Свежеобожжённый алебастр прилипает к пальцам при осязании, в отличие от старого, отличающегося большей сухостью. Такой алебастр должен составлять однородную мелкую массу, без всяких примесей, быстро твердеть и легко растворяться в воде.

Спас в силах (Дерево, левкас, темпера) Используемый для изготовления левкаса мел должен быть чистым и белым, без сторонних примесей, и использоваться в виде тонкого порошка. В России мел хорошего качества был известен под названием «плавленого». Во Франции его название – «блан де Медон» или «блан д'Эспань», применяли его в прессованных кусках или в тонко растёртом порошке.

Левкас представляет собой твёрдый и плотный слой, так же как и та основа, на которую он наносится. Тщательно заглаживаемая левкасная поверхность и его белый цвет (или желтоватый – у настенного левкаса) прекрасно подходят для работы прозрачными слоями красок.


Похвала Богородицы (дерево, левкас, темпера)
Похвала Богородицы.
Дерево, левкас, темпера.
19 век.

Портрет Оли (А. Хохрякова)
Портрет Оли.
А. Хохрякова.
Левкас, масло.

Лунная соната (Н. Федотова)
Лунная соната.
Н. Федотова. Левкас,
гуашь, гелевая ручка, лак.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»