Ранняя классика. Архитектура
Рубеж шестого – пятого веков до н.э. – это период ранней классики в древнегреческом искусстве. Жизнь древнегреческих городов в это время наполняется знаменательными событиями. Рабовладельческой демократии яростно сопротивляется тирания. Бурную внутриполитическую борьбу через какое-то время сменяет жестокая война с персами, в которой греки не только побеждают, но и спасают европейскую культуру. Благодаря этой победе греки защитили от деспотии персов свои демократические ценности.
В греческом мировоззрении наметился перелом, который заставил художников обратиться к новым формам в искусстве. Благодаря этому в греческой культуре наступает новый период осмысления мира – классика.
В классическом периоде древнегреческой культуры мастеров начинает притягивать не индивидуальное, а типическое. Нарастает стремление выразить гармоническую соразмерность всех составляющих художественного произведения, - такая гармония считалась основным достоинством произведения искусства.
Архаическое искусство, несмотря на жизненность его образов, было в своих формах условным. У классического периода наметилось намного больше контактов с реальной действительностью. В этот период всё силы греков были сориентированы на победу в войне с персами. Формы художественных произведений первой половины пятого века отличаются особой чёткостью, энергичностью, напряжённостью и архитектурностью. Подобные черты характерны не только для построек Балканского полуострова, но и для зданий в Агригенте, Пестуме, Метапонте, Селинунте, Сиракузах.
Храм Афины Афайи на острове Эгина являлся центром большого святилища. Поэт Каллимах в гимне Артемиде упоминает о нимфе Афайе. На возвышенности острова Эгина в честь нимфы воздвигнуто святилище, окружённое стенами. В 490 году здесь был выстроен дорический храм Афины Афайи. Он был сооружён из местного известняка, а его стены были покрыты фронтонами, мраморной штукатуркой и симой из паросского мрамора.
Знаменитой постройкой второй четверти пятого века до н.э. был храм Зевса в святилище Олимпии, созданный родившимся в Элиде зодчим Либоном. Архитектор построил его из известняка, который был затем покрыт мраморной штукатуркой. Как и в эгинском храме, скульптуры фронтонов, а также черепица и метопы, как свидетельствует Павсаний, были сделаны из мрамора.
Голова Афины с восточного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. 490-480 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен.
|
Геракл с восточного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. 490-480 гг. до н.э. Государственное античное собрание, Мюнхен.
|
Подвиги Геракла. Метопа храма Зевса. 460-456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей.
|