Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

История палехской миниатюры

Русский лен (К. Кукулиева, шкатулка) Разновидность традиционной лаковой русской миниатюрной живописи. Создаётся с помощью темперной краски на папье-маше. Зародилась в начале 1920-х годов в посёлке Палех на базе местного иконописного промысла. Иконописный промысел возник в Палехе в семнадцатом веке. Самого высокого расцвета иконописание в Палехе достигает в восемнадцатом – начале девятнадцатого века. Местный стиль сложился под влиянием новгородской, московской, ярославской и строгановской школ.

5 декабря 1924 года семь мастеров из Палеха – И.В. Маркичев, И.И. Зубков, И.И. Голиков, И.М. Баканов, В.В. Котухин, А.И. Зубков, А.В. Котухин образовали «Артель древней живописи». Позже к ним присоединились и другие живописцы: Н.М. Зиновьев, И.П. Вакуров, Д.Н. Буторин. Уже в 1925 году палехские миниатюры приобрели известность на Всемирной выставке в Париже.

У родника (И.В. Ливанова, пластина) Художники из Палеха успешно проявили себя в области декорационно-театрального искусства. Известными стали эскизы декораций П.Д. Баженова к неосуществлённому спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде», 1940 г.

Для стиля живописи художников из Палеха присущ плавный и тонкий рисунок, главным образом на чёрном фоне, преобладание золотой штриховки, чёткость обрисовки плоских фигур, иногда полностью покрывающих стены шкатулок с боков и поверхность крышки. Изящная красота пейзажа и архитектуры, колорит, выстроенный на взаимосочетании трёх главенствующих цветов – зелёного, желтого и красного, изящные и вытянутые пропорции фигур восходят к традициям иконописи Древней Руси. Композиция обычно оформляется изысканным орнаментом, который выполнен творёным золотом. К прочим особенностям палехского письма относится: мелочное (миниатюрное) многоклеймное письмо, общий мягкий тон письма, живописность и многообразие композиционных элементов, узорчатость письма, разнообразие радужных сияний, деревья с натуральной листвой.

На сегодняшний день в Палехе продолжают функционировать мастерские Художественного фонда России, частные художники и маленькие частные мастерские. Фауст (Н.И. Голиков, шкатулка) Наиболее известные среди них: А.А. Котухина, А.М. Куркин, Т.И. Зубкова, Н.И. Голиков, Б.Н. Кукулиев и К. Кукулиева, В.В. Морокин, Т. Ходова, А.Д. Кочупалов, Е. Щаницына, Б. Ермолаев и др.

В число их изделий входят портсигары, различные сувенирные коробки и шкатулки, пудреницы. Характерны изображения на литературные, фольклорные, бытовые, исторические сюжеты. Эти сюжеты позаимствованы из литературных классических произведений и повседневной жизни, былин, сказок и песен.


Песня (В.М. Ходов, тарелка)
Песня.
В.М. Ходов. Тарелка.

Всадник на белом коне (Б.М. Ермолаев, тарелка)
Всадник на белом коне.
Б.М. Ермолаев. Тарелка.

Слово о полку Игореве (А.А. Котухина, крышка ларца)
Слово о полку Игореве. А.А. Котухина. Крышка ларца.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»