Назарейцы
Назарейцы – это шутливое название художников Германии и Австрии, входящих в состав «Союза Святого Луки». Союз художников религиозно-романтического направления образовался в 1809 году, в Вене. По преданию, Святой Лука написал изображение Богородицы с натуры.
Назарейские ученики Венской академии первыми выступили против академических принципов и программ. Темой своих картин они выбирали сюжеты истории и религии, а не мифологические изображения, как их предшественники.
Назарейцы разочаровались в классицизме, обратившись к истории средних веков и эпохе Возрождения. В Ренессансе они видели идеалы духовности, единства и братства. В их понимании в средние века была большая нравственность, чем в живописи нового времени. Творчество назарейцев отражало особенности стиля живописи Италии и Германии четырнадцатого и пятнадцатого веков, а также религиозно-патриархальные идеи. Яркие представители: Перуджино, ранний Рафаэль, Дюрер, Гольбейн, Кранах.
Иоганн Фридрих Овербек (1789-1869 г.) и Петер фон Корнелиус (1783-1867 г.) создавали произведения, которые были прямыми параллелями раннего искусства, например, «Торжество религии в искусстве» Овербека (1840 г.), подражающими Афинской школе Рафаэля - «Всадники Апокалипсиса» Корнелиуса. Назарейцы любили большие монументальные формы, воплощаемые художниками при помощи техники фрески.
Живописцы того времени редко изображали материальные предметы, сюжеты и вещи. Они пытались углубиться в мир мифов и легенд. Практически не рисовали живых моделей, в страхе отклониться от образа, созданного сознанием. К примеру, идеальной женщиной для них была Богородица, но живая дама вызывала испуг и опасения. Поэтому произведения назарейцев, не смотря на благие намерения просветить человечество, были безжизненны, так как находились далеко от реальности. Исследователи называли романтизм назарейцев «классицизмом наизнанку» (Каспар Давид Фридрих).
С течением времени назарейцы выработали свой стиль: строгость композиции, тонкость и четкость контуров, яркость цветов. Однако, их стиль был все же похож на традиционное академическое исполнение, что позволило бывшим назарейцам к концу девятнадцатого века занять высокие должности в академии художеств. Работы назарейцев оказали большое влияние на историю живописи XIX века.
Обручение Марии. Рафаэль. 1504 г. Милан. Галерея Брера.
|
Передача ключей св. Петру. Перуджино. 1481 г. Ватикан. Сикстинская капелла.
|
Аполлон и Марсий. Перуджино. Варварская галерея.
|