Удри Жан-Батист
(Oudry Jean-Baptiste, 17 марта 1686 г., Париж — 30 апреля 1755 г.)
Художник, мастер монументально-декоративного натюрморта
Родился в Париже. Отец, Жак Удри, был художником. В 1706 году он занимал пост директора академии св. Луки. На набережной Ферай в Париже семья владела собственным магазином.
Обучение Жан-Батист Удри, по воспоминаниям д'Аржанвилля, начал у Мишеля Серра, который служил живописцем при дворе монарха в Марселе.
Работа в мастерской Н. Ларжильера, куда он устроился в 1707 году, заключалась в копировании работ голландских и фламандских художников. Специфика ремесла предполагала глубокое изучение и овладение системой подбора и соответствия колористических решений. Юный подмастерье быстро освоил навыки и умения, которые переросли в мастерство владения цветом, тенью, предметным расположением и графическим исполнением. Особенно ловко и легко Удри пользуется эффектом «обманки» (от французского «trompe-l’oeil»). Картина «Белая утка», хранящаяся в частном лондонском владении, - яркий пример владения свето- и цветоэффектами.
На первых порах работы в качестве самостоятельного художника, Жак Удри пробует свои силы в различных жанрах, однако предпочтение явно принадлежит портретам. Но с конца 1710 года он посвящает свое творчество анималистической, декоративной и натюрмортной живописи. Свое предпочтение он избирает вполне осмысленно и в противовес Ф. Депорту, ведущему художнику этого направления.
Однако натюрморт отодвигается на второстепенное место. Работать художник начал, как и требовала светская академическая карьера, с изображений на религиозную тематику, примером которой была утраченная ныне работа мастера 1708 года «Св. Иероним». Подлинной вершины владения кистью старательный ученик Ларжильера, Удри достиг в заказных парадных портретах. В музее Прадо, в Мадриде, хранится шедевр 1716 года «Граф и графиня Кастельбланко».
Однако, понимая свое истинное назначение и творческое стремление, Удри возвращается к исполнению работ в стиле натюрморта. Начинаются искания, пробы и варьирование в различных видах композиции, пример того «Натюрморт с обезьяной и скрипкой», исполненный в 1719 году. Наконец выбор сделан - Удри намерен посвятить себя анималистическому натюрморту. Направление было избрано поистине верно, и картины со сценами охоты быстро оценили заказчики. В 1723 году Жак-Батист Удри получает королевский заказ для дворца в Шантийи. Это должны быть три монументальные сцены на охоте. Сегодня работы, заказанные королем, находятся в Музее Конде (бывший дворец Шантийи) и в экспозиции Музея изящных искусств в Руане.
Сельской дом. Жан-Батист Удри. 1756 г.
|
Белая утка. Жан-Батист Удри. Лондон. 1753 г.
|
Фонтан в парке. Жан-Батист Удри.
|