«Рай» или по-итальянски «II Paradiso» - это самая большая в мире картина, которая написана Якопо Тинторетто (1518 – 1594) и его учениками. Размер холста составляет 7 на 22 метра, полотно написано для торцовой стены зала Большого Совета Дворца дожей в Венеции в 1759 – 1592 гг. Якопо Тинторетто на тот момент было семьдесят лет.
Тинторетто с 1548 года занимал должность официального живописца Венецианской республики, которую до него занимал Тициан. Над украшением зала трудились самые выдающиеся художники венецианской школы.
Тинторетто сумел создать поразительное по своей красоте художественное пространство, освещённое небесным сиянием. В картине имеются два плана. Ближний к зрителю первый план более материален. Второй – дальний план, -освещён золотистыми лучами и светится голубым сиянием. Пространство картины пульсирует и разбегается световыми кругами от сияющего центра.
Архитектоника картины просматривается с большей ясностью в эскизе, который находится в парижском Лувре.
Свой композиционный вариант, который всё же менее интересен с пространственной точки зрения, создал Франческо Бассано. Он хранится в петербургском Эрмитаже.
Передние фигуры полотна Тинтеретто отличаются особой материальностью. Это видно по тому, как они отбрасывают друг на друга тени. Ангелы на картине пребывают в золотистом световом сиянии. Исследователи считают, что эта небесная живопись соответствует поэтическим образам Данте в «Божественной комедии»:
Есть горний свет, в котором божество
Является очам того творенья,
Чей мир единый — созерцать его;
Он образует круг...
Его обличье луч ему дает,
Верх озаряя тверди первобежной...
Светило, какова же ширина
Всей этой розы, как она раскрылась?..
(«Рай», XXX, 100-117)
И далее, в следующей песне «Рая»:
Так белой розой, чей венец раскрылся,
Являлась мне святая рать высот,
С которой агнец кровью обручился...
Как войско пчел, которое слетается к цветам и возвращается потом...
Их лица были из огня живого,
Их крылья — золотые, а наряд
Так бел, что снега не найти такого...
(«Рай», XXXI, 1-15)
Вполне допустимо, что Тинторетто, создавая картину, был вдохновлён образами Данте.
|
|