Ранняя классика: скульптурные памятники
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.
Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Одним из наиболее известных скульптурных памятников является скульптура Афины и силена Марсия. В ней изображён сюжет о том, как Афина отказалась от изобретённой ею флейты, так как при игре её лицо искажалось.
Светотеневое решение в статуе Афины проникнуто гармонией. Оно оттеняется дробностью вспышек тени и света на мускулах силена.
Духовная и физическая ясность и красота побеждают дисгармонию и уродливость.
В пластике форм противоположных образов воплощено столкновение полярных сил и несовместимых чувств. Подобные переживания свойственны не только различным людям, но и одному человеку.
Каждый грек, лицезревший эту скульптурную группу, мысленно видел продолжение мифа – грядущую казнь силена. Но скульптор не изобразил её, показав лишь начало событий.
Сдержанность классического искусства в пластическом, театральном и живописном выражении озвучил в стихах Гораций:
"...на сцене
Берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто,
Или что скоро в рассказе живом сообщит очевидец!
Нет! Не должна кровь детей проливать пред народом Медея;
Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы;
Прогна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться:
Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно".
Движение в данной скульптурной группе более усложнено, чем в статуе «Дискобола».
Афина поворачивается назад, однако в её талии отсутствует тот резкий излом, который мы видим в статуе «Ники» Архерма, в которой нижняя и верхняя части тела видятся отдельными элементами. Изгибы складок одеяния богини плавны, наклон головы гармоничен.
Голова Афины. Мирон. Римская копия. 460-445 гг. до н.э. Альбертинум, Дрезден
|
Марсий. Мирон. Римская копия. Рим, Ватикан. II четверть V в. до н.э.
|
Афина. Мирон. Римская копия. Франкфурт-на-Майне, Фридрих Хевикер музей. II четверть V в. до н.э.
|