Лавис
(от французского lavis - растушевка, размывка)
Метод углублённого гравирования на металле. С его помощью можно достигать самых разнообразных тональных переходов. Рисунок наносится кистью на доску, предварительно смоченную в кислоте. Потом печатается изображение, через набивку краски в вытравленные углубления.
Лавис – изобретение французского художника Ж. Б. Лепренсома, жившего в XVIII веке. Технология создания печатной формы достаточно несложная. На хорошо отполированную поверхность, засыпанную тонкой акватинтой (расплавленная канифольная пыль) травящим составом наносится рисунок, в состав которого входит красящее вещество, позволяющее определять изображение по глубине тона и видеть его в контурах, и крепкая 40%-я кислота.
Рисование производится кистями из стекловолокна или акварельными кистями. Манера рисования свободная. Нет необходимости вырывания кислотоупорным лаком, а значит исключается появление на оттиске жёстких границ у тоновых пятен. В течении двух-трёх минут происходит реакция травления. После этого доску обмывают водой, просушивают и вновь продолжают рисовать. Т. о. получается авторская печатная форма способа глубокой печати.
При условии качественной печати тиражная гравюра производит впечатление уникального акварельного рисунка. Художники, которые работают в данной манере, используют разные способы нанесения слоя канифоли для получения различной фактуры. Это придаёт дополнительное своеобразие и художественные эффекты. Современный лавис очень похож на акватинту, но отличается акварельностью тонового пятна, размытостью и мягкостью очертаний рисующих мазков, значительным разнообразием тональных градаций.
Пейзаж. Р. Эрлом. 1803 г.
|
Аполлон Мусагет. Р. Эрлом. 1802 г.
|
Портрет В.Л. Пушкина. Э. Кеннеди. 1803 г.
|