Наивное искусство
(от англ. naive art)
Наивное искусство – одно из направлений искусства примитива восемнадцатого – двадцатого веков, которое включает самодеятельное искусство – графику, скульптуру, живопись, декоративное искусство, архитектуру, а также работы живописцев-самоучек.
Неповторимость примитивного бытового портрета объясняется не только лишь своеобразием художественного языка, но также и характером самой натур. В общих чертах схема композиции примитивного портрета взята из современного ему профессионального искусства.
Вместе с тем обострённое ощущение силуэта, строгость лиц, техника живописи напоминают иконопись. Также в портрете данного направления в сильной мере прослеживается связь с лубком. Это проявляется в самом подходе к натуре, которая художником отображается наивно и целостно, красочно и декоративно. В одежде и лице чётко прослеживается русских этнический национальный тип. Тщательное воспроизведение главного и второстепенного помогало создать целостный образ, который оказывает поражающее воздействие силой жизненной характерности.
Наивное искусство сочетает яркую самобытность образной фантазии, искренность восприятия мира, свежесть взгляда с отсутствием профессиональных навыков живописи, рисунка, моделировки, перспективы, композиции.
Наивное искусство оказало огромное влияние на художественный язык многих талантливых русских художников. Наивное искусство всегда присутствовало в русском искусстве, но лишь в последние годы оно получило эстетическое признание. Долгое время наивное искусство считали «второстепенным». И при этом как-то забыли, что ранние художники-концептуалисты, авангардисты и постмодернисты в поисках нового слова в творчестве нередко обращались к простодушию и непосредственности наивов.
Творчеством самоучек интересовался Шагал, значительное место занимал наив в творчестве Гончаровой и Ларионова, к русскому лубку обращался Малевич. Успех к Комару, Брускиной, Кабаковой, Меламиде пришёл во многом благодаря образам и приёмам наивного искусства.
Потенциал наива вполне востребован и в нашем XXI веке. Ведь его наиболее ценное качество – незамутнённое целостное сознание, «тот тип мироощущения, который лишь и можно назвать подлинно нравственным, так как он ощущает мир организмом, а не делит его» (В. Пацюков). Именно в этом и состоит культурологическая и этическо-нравственная сила наивного искусства.
Наивное искусство. Ивета Тимошкина.
|
Наивное граффити.
|
Вечер в сахаре. Лариса Луканева.
|