Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Малые голландцы


голландский стиль», «голландское барокко»)

Мальчик с собакой (Г. Терборх, 17 в.) «Малые голландцы» - это художественная школа голландской живописи семнадцатого века. В неё вошли мастера пейзажной и жанровой бытовой картины, отличающейся небольшим размером.

Специфика живописи малых голландцев обусловлена историческим развитием голландского искусства, а также рыночной конъюнктурой.

Картины «малых голландцев» были предназначены не для храмов или дворцов, а для скромного интерьера обыкновенного жилого дома. Они отличались особым камерно-интимным характером изображения. Их покупали ремесленники, горожане и даже крестьяне. Картины малых голландцев можно было увидеть буквально в каждом доме. Это был беспрецедентный случай в истории искусства.

Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким справедливо считается семнадцатое столетие, характеризуется огромной продуктивностью. В маленькой Голландии проживало более двух тысяч живописцев, а учитывая южные Нидерланды – более трёх.

Новаторство «малых голландцев» проявляется в светском реализме, обращении к отображению в картинах реальности, обыденности окружающего мира. Малые голландцы изображали человека без подведения его личности под надуманный идеал.

Потеха на льду (И. ван Остаде, 1640-1645 г.) Также к их заслугам относится сложение развитой и весьма дифференцированной жанровой системы, разработка системы тональной живописи.

Творчество живописцев в своей основе соответствует трём основным этапам развития голландского искусства.

  1. 1 этап: 1620 – 1630-е годы – утверждение в национальной живописи реализма;
  2. 2 этап: 1640 – 1660-е годы – расцвет художественной школы;
  3. 3 этап: 1670 – начало XVIII века – упадок голландского искусства.

На первом этапе ведущим художественным центром являлся Харлем, а наиболее важным фактором было влияние Ф. Халса.

Панорама Делфта (Ян Вермеер) На втором центр искусств был перемещён в Амстердам, который неотразимо привлекал художников и из других городов. Всё более актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.

К отличительным чертам голландской художественной жизни относится тот факт, что так как кальвинизм совершенно не признавал церковного искусства, то голландские художники потеряли Церковь, которая ранее была очень выгодным заказчиком.


Скрипач (Адриан ван Остаде)
"Скрипач".
Адриан ван Остаде.

Болото (Я. Рейсдал)
Болото. Я. Рейсдал.

Учитель (Адриан ван Остаде)
"Учитель".
Адриан ван Остаде.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»