Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Деисус (иконография)


(от греч. «деисис» – моление, прошение)

Господь Вседержитель на престоле. Деисус с Богоматерью и предтечей. Россия. Конец XIX в. Группа икон или икона, в центре которой изображён Христос. Такой тип икон чаще всего встречается в иконографии Пантократора. Справа от Христа изображена Богоматерь, а слева - Иоанн Креститель. Они находятся в традиционной позе молитвенного заступничества.

На подобных иконах могут быть изображены святые отцы, апостолы, мученики и т. д. Основной догматический смысл подобной деисусной композиции – заступничество за людской род перед лицом грозного Небесного Царя и Судии, посредническая молитва.

С течением времени деисусный ряд, который включал Христа, Богородицу и Иоанна Предтечу, расширился за счёт византийских святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также многих других святых.

Спас на престоле. Деисус. Ферапонтов Белозерский монастырь. 1502 год В русские деисусы были включены самые почитаемые отечественные святые. Зримое воплощение в деисусе нашла одна из основных задач Земной Церкви – посредническое заступничество избранных святых перед Царём Небесным за род человеческий.

На рубеже четырнадцатого – пятнадцатого столетий в Древней Руси из деисусного ряда формировался высокий иконостас – стена из икон, которая отделила от прихожан алтарную часть.

Самый ранний пример деисуса, который дошёл до современных дней из времён Киевской Руси, включал изображение Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. До того, как данная икона попала на хранение в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, где была размещена над гробницей митрополита Филиппа.

Христос на троне. Деисус. Украина, XIX в. Как считает исследователь В.Н. Лазарев, икону могли перенести из Владимира в кафедральный собор в 1518 году, когда в Москву переносили многие местночтимые образа. Так был перенесён и «Спас Эммануил с архангелами» (конец двенадцатого века).

Исследовательница О.С. Попова считает, что «Деисус», как и «Успение» были созданы в Новгороде, так как образ Христа в обеих иконах очень похож. Хотя это не единственная версия исследовательницы. Общий в этих иконах образ может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе, была ли создана икона в Новгороде или ином русском княжестве, но в дате его создания исследователи едины – он был создан на Руси в начале тринадцатого века.

В данной иконе нет особой русской выразительности или каких-то местных стилевых примет.


Спас на престоле. Деисус. Палех, XIX в.
Спас на престоле.
Деисус.
Палех, XIX в.

Спас на престоле. Деисус. Россия, XVIII в.
Спас на престоле.
Деисус.
Россия, XVIII в.

Спас на троне. Деисус соловецкий с припадающими святыми Зосимой и Савватием Соловецкими. Палех, ок. 1800 г.
Спас на троне.
Деисус соловецкий
с припадающими святыми
Зосимой и Савватием
Соловецкими.
Палех, ок. 1800 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»