Раковина
Раковина (праслав. гаку — «оболочка»; лат. area — рака) – в искусстве античности морская раковина (имелась в виду двустворчатая раковина «морского гребешка») -являлась символом морской стихии и атрибутом женских божеств. Слово «конха» (греч. konche — «раковина», лат. concha) значило женственное природное начало. А слово моллюск (лат. molluskus — «мягкий, мягкотелый») – эвфемизм, который употреблялся в поэзии для обозначения женских половых органов. Афродиту – богиню любви - изображали стоящей на пинне, то есть раковине морского гребешка (греч. pinna — «моллюск»).
Римляне также изображали богиню Венеру с раковиной, считая перламутр её божественной оболочкой.
В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают в виде Амфитриты, которая мчится в раковине. Её сопровождают гиппокампы, нереиды и тритоны, трубящие в специальные раковины. В сопровождении трубящих тритонов изображают и богиню Фортуну, нимфу Галатею и Посейдона.
Спиральные раковины, использовавшиеся как музыкальные инструменты, назывались кохлосами. «Кохлос» или Кокал – мифический сицилийский царь, с именем которого связана история о мастерстве Дедала, который сумел пропустить через спиральную раковину нить, привязав к ней муравья. В спиральной раковине Наутилуса усматривали образ Вселенной – модель космоса или «лунную спираль» - восходящее и заходящее Солнце.
В период Итальянского Возрождения исследователи архитектурных пропорций, в частности Л. Паччьоли, заметили, что отношение радиусов спиральной раковины Наутилуса можно выразить последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13). Центр подобной раковины считался «пупом мира».
В средние века шляпа, одежда и котомки паломников были украшены раковинами. Это связано с историей монастыря Мон-Сен-Мишель. В христианском искусстве ослепительно белая жемчужина стала символом чистоты Мадонны. Деву Марию в текстах акафиста называли «раковиной, обагрившей пурпурное одеяние Бога… жемчужницей, раковиной, принесшей Божественный жемчуг».
В искусстве раннего христианства можно встретить изображение Марии с раковиной над головой. Позже, в рельефах романского периода, раковина опирается по сторонам на две колонки. Поэтому есть предположение о постепенном слиянии этой символики с символикой полукруглого перекрытия алтаря – конхи (греч. konche — «раковина»).
Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли. Правая часть.
|
Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли.
|
Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли. Центральная часть.
|