Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раджпутская школа


(от названия индийской территории Раджастхан и индийских княжеств)

Святое семейство (Школа Пахари) Одна из ведущих школ индийской миниатюры шестнадцатого – девятнадцатого веков. Постепенно её влияние распространилось на Раджастхан, на территории раджпутских княжеств и Центральную Индию. Основные центры школы: Кишангарх, Марвар, Мальва, Бунди, Мевар и др. Раджпутская школа миниатюры делится на ряд местных школ: Пахари и раджастанскую Бундельканд и Раджпутана. К школе Пахари относятся школы Джамма, Басоли и прочие местные школы горных княжеств, расположенных к западу от реки Сетледж, а также школа Кангра, которая охватывает живопись горных княжеств, находящихся на востоке от Сетледжа.

Раджпутская миниатюра иллюстрирует различные сюжеты из индийской поэзии и литературы, в частности «Рамаяну» и «Махабхарату», а также легенды о Кришне и циклы лирических и любовных повествований, с ним связанных.

Кришна и Радха в беседке (Школа Кишангарха) Нужно заметить, что почитание Кришны, хотя и имевшее место в Индии с древности (к примеру, в «Махабхарате»), примерно начиная с пятнадцатого – шестнадцатого века распространяется особенно широко. Как раз в это время с образом Кришны в среде земледельческих и пастушеских каст связывают новые религиозные мысли и идеи, распространившиеся в период позднего Средневековья.

Если в прошлом Кришну, в качестве воплощения бога Вишну почитали, как искусного политика и смелого воина, то теперь его представляют в образе пастуха, который защищает от зла простой народ, живя среди природы, с пастушками и пастухами. Связанный с Кришной круг настроений и тем неразрывно сочетается с переживанием и ощущением любви к другим людям, воспеванием радости жизни, верности своей возлюбленной.

Сцена любви между Кришной и Радхой, описанная в поэме Банудатты «Расаманджари»(Школа Басоли) В литературе, получившей в этот период бурное развитие, образ Кришны имел особое значение и широко распространился в литературных сюжетах на языке хинди. В них миф о герое-пастухе преобразуется в символ всеобщей любви, которая преодолевает границы кастовой морали. Кришна превращается в любимый образ народной лирики на языке хинди. Особенно большое значение уделялось близости Кришны к природе и животным, интимное проникновение в тайны всего сущего.

В раджпутской миниатюре один из наиболее часто повторяющихся мотивов – тема любви Кришны и пастушки Радхи, которая не знает преград. Этот сюжет часто варьируется в самых различных композициях. В образе Радхи нашёл воплощение типичный образ индийской женщины.


Кришна на священной птице Гаруде в схватке с Индрой. Иллюстрация к Бхагавате Пурана. Около 1780 г.
Кришна на священной птице
Гаруде в схватке с Индрой.
Иллюстрация
к Бхагавате Пурана.
Около 1780 г.

Бог Кришна побеждает великого змея Калию (Школа Кангра XVIII в.)
Бог Кришна
побеждает великого
змея Калию.
Школа Кангра.
XVIII в.

Кришна доит корову, Радха держит теленка. Школа Басоли, около 1750-1755 гг.
Кришна доит корову,
Радха держит теленка.
Школа Басоли.
Около 1750-1755 гг.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»