Раджпутская школа
(от названия индийской территории Раджастхан и индийских княжеств)
Одна из ведущих школ индийской миниатюры шестнадцатого – девятнадцатого веков. Постепенно её влияние распространилось на Раджастхан, на территории раджпутских княжеств и Центральную Индию. Основные центры школы: Кишангарх, Марвар, Мальва, Бунди, Мевар и др. Раджпутская школа миниатюры делится на ряд местных школ: Пахари и раджастанскую Бундельканд и Раджпутана. К школе Пахари относятся школы Джамма, Басоли и прочие местные школы горных княжеств, расположенных к западу от реки Сетледж, а также школа Кангра, которая охватывает живопись горных княжеств, находящихся на востоке от Сетледжа.
Раджпутская миниатюра иллюстрирует различные сюжеты из индийской поэзии и литературы, в частности «Рамаяну» и «Махабхарату», а также легенды о Кришне и циклы лирических и любовных повествований, с ним связанных.
Нужно заметить, что почитание Кришны, хотя и имевшее место в Индии с древности (к примеру, в «Махабхарате»), примерно начиная с пятнадцатого – шестнадцатого века распространяется особенно широко. Как раз в это время с образом Кришны в среде земледельческих и пастушеских каст связывают новые религиозные мысли и идеи, распространившиеся в период позднего Средневековья.
Если в прошлом Кришну, в качестве воплощения бога Вишну почитали, как искусного политика и смелого воина, то теперь его представляют в образе пастуха, который защищает от зла простой народ, живя среди природы, с пастушками и пастухами. Связанный с Кришной круг настроений и тем неразрывно сочетается с переживанием и ощущением любви к другим людям, воспеванием радости жизни, верности своей возлюбленной.
В литературе, получившей в этот период бурное развитие, образ Кришны имел особое значение и широко распространился в литературных сюжетах на языке хинди. В них миф о герое-пастухе преобразуется в символ всеобщей любви, которая преодолевает границы кастовой морали. Кришна превращается в любимый образ народной лирики на языке хинди. Особенно большое значение уделялось близости Кришны к природе и животным, интимное проникновение в тайны всего сущего.
В раджпутской миниатюре один из наиболее часто повторяющихся мотивов – тема любви Кришны и пастушки Радхи, которая не знает преград. Этот сюжет часто варьируется в самых различных композициях. В образе Радхи нашёл воплощение типичный образ индийской женщины.
Кришна на священной птице Гаруде в схватке с Индрой. Иллюстрация к Бхагавате Пурана. Около 1780 г.
|
Бог Кришна побеждает великого змея Калию. Школа Кангра. XVIII в.
|
Кришна доит корову, Радха держит теленка. Школа Басоли. Около 1750-1755 гг.
|