Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Бог Янус


Янус двуликий В мифологии и религии древнего Рима – бог дверей, входов и выходов, а также всякого начала, союзов и договоров. В том числе и начала человеческой жизни.

В руке у статуи Януса был ключ, которым он запирал и отпирал врата небесные. Так как Янус был богом времени, который вёл счёт месяцам, годам и дням, то на пальцах его правой руки было начертано число триста (ССС латинскими цифрами), а на левой – шестьдесят пять (LXV в латинском изображении). Эти числа обозначали число дней в году. Римляне связывали Януса с войной, временем и судьбой – именно к Янусу италийцы обращались при объявлении войны. В образе Януса есть и космические мотивы. У Овидия двуликий Янус, как воплощение конца и начала, соответствовал хаосу, из которого возник обычный упорядоченный мир. В процессе этого акта сам Янус из бесформенного шара-глыбы превратился в бога, который, по Овидию, вращал ось мира. Вероятно, изначально он выступал, как верховный бог. Само его имя первым упоминалось при призыве богов. Образ Януса можно рассматривать как выражение двуединства противоположностей и олицетворения власти над всеми сферами бытия, их всеохватности – именно эти качества выражает эпитет Гемин, то есть Двойной.

Образ этот воплощает представление о необратимых и в основном негативных перемен в человеческом обществе вследствии влияния технического прогресса. Это символ непредусмотрительного и неосторожного обращения с достижениями цивилизации и стихийными природными силами.

Также Янус был покровителем путников и хранителем дорог. Его особенно почитают италийские моряки, которые верили, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву ему приносили плоды, медовые пироги и вино, а в начале года – белого быка.

В период Ренессанса Янус превращается в аллегорию Времени – в символ будущего и прошлого. Пуссеном он представлен в этом смысле в виде границы. Янус передаёт Мойрам горсть шерсти, олицетворяя этим начало пространной аллегории человеческой жизни (палаццо Медичи-Риккарди, Джордано, Флоренция). Атрибут бога – свернувшаяся кольцом змея, символизирующая в античности вечность.

В «Венецианском купце» Шекспир именует Януса двуличным, тем самым давая ему негативную оценку. Поэтому выражение «двуликий Янус» в общеупотребительном плане используется для обозначения коварных и хитрых, таящих свои помыслы людей и имеет негативный подтекст.

Кабинетный нож Янус
Кабинетный нож
"Янус".
Ю.М. Фирсанов.

Чаша с изображением бога Януса
Чаша
Персидский артефакт
с изображением римского бога Януса. .

Никола Пуссен. Танец человеческой жизни
Танец человеческой жизни.
Никола Пуссен.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»