Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ямато-э: история развития

Живопись периода КамакураШкола японской живописи, берущая свое начало в X-XI веке и созданная при императорской Академии художеств. Картины художников Ямато-э были выполнены на свитках с использованием красок и туши.

Ранние работы, характеризующие этапы становления Ямато-э, были утрачены, поэтому судить о возникновении этого уникального стиля можно лишь на основе изучения произведений позднего периода, развитие которого достигло определенной зрелости. Пример тому - настенные росписи храма Феникса при монастыре Бёдоин в местечке Удзи, недалеко от Киото, созданные в 1053 году, а также знаменитые ширмы из храма Тодзи с великолепными пейзажами, созданными во второй половине XI века (хранятся в Национальном музее Киото).

Стиль Ямато-э достиг высочайшего уровня мастерства в работах Кудара-но-Кавинари (789-853гг) и художников школы Косэ (c IX до XV в.). Родоначальник Косэ, знаменитый придворный художник Косэ-но-Канаока (XI в.), судя по документальным источниками, поставил своей целью воспроизведение в мельчайших подробностях увиденных пейзажей, причем поразительно то, что, как правило, художники изображали не то, что увидели сами, а руководствовались поэтическими описаниями той или иной местности. Такие росписи в стиле кара-э были достаточно актуальны в интерьере храмов и в убранстве при дворе, где проходят официальные церемонии.

Веера, расписанные текстом Сутры лотоса и пейзажами Понятие «ямато-э» по мере своего длительного развития, открывало новый художественный стиль с яркой национальной окраской, определенными чертами, что со временем достигло высокого уровня и расширило первоначально избранные границы. Первые работы в горизонтальных свитках эмакимоно выражали тематику национального характера, это проглядывается в различной вариации стилей. Благодаря Фудзиваре Таканобу (1142-1205 гг) портрет стал одной из составных частей живописи Ямато-э. Сначала он использовался лишь в религиозной и ритуальной сфере (изображение патриархов, посмертный портрет). Дальнейшие работы школы Таканобу продемонстрировали верность избранному пути, что способствовало возникновению нового стилевого направления – нисо-э («жизнеподобная живопись»).

До середины периода Камакура (1885 - 1205 гг.) существовало строгое разделение китайского и японского стилей, но под впечатлением высокого искусства китайской династии Сун (960 - 1279 гг.) суйбокуга (монохромная живопись Китая) исключила на время Ямато-э (живопись полихромная) в декорировании светских интерьеров. Однако при этом Ямато-э не лишилась главного: ни в тематике, ни в особенности выбора стиля, значение ее не стало меньше. Сохраняя верность национальным традициям, она была консервативна, хотя и постоянно расширяла круг зарисовок и тем, которые создавали близкие школе художники, воспевающие городскую жизнь.

Картина в стиле ямато-э
Картина в стиле
ямато-э.

Иллюстрация к Гэндзи-моногатари
Иллюстрация к
Гэндзи-моногатари.
Приписывается
Тоса Мицуоки.

Иллюстрация из свитка Сказания о Генджи
Иллюстрация из свитка "Сказания о Генджи"
(Гэндзи моногатари эмаки).
Музей Токугава.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»