Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Златоустовская гравюра на стали


Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали (происходит от названия города Златоуст) – художественный народный промысел. Возник в Златоусте в начале XIX века. В наше время это Челябинская область России. Изначально мастера златоустовской гравюры занимались украшением клинков.

Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали возникло в начале девятнадцатого века. Оно зародилось прежде всего как искусство декорирования холодного оружия. Мастеров из Златоуста неверно было бы называть основателями данного художественного направления.

Красивый и качественный клинок ценился на уровне произведения искусства ещё в период существования цивилизаций древнего востока. Конечно, клинки декорировались насечкой и резьбой, которые давали возможность нанести достаточно сложный декоративный орнамент. Аллах и Мухаммед (Златоустовская гравюра) Мастерами-оружейниками из Западной Европы украшались узорами плоскости клинков. Эти мастера использовали для нанесения орнамента химические процессы.

К тому периоду, когда в Златоусте появляется в 1815-м году оружейная фабрика, которая должна была стать, по планам её основателей, главным производителем холодного оружия для российских вооружённых сил, в мире уже сложилась традиция декорировать стальные клинки. И пропустить мимо внимания данный факт уже было нельзя. Для работы на оружейной фабрике в Златоусте правительство пригласило из Германии мастеров-оружейников. Это были преимущественно мастера из Золингена. Они привезли на Урал свои приёмы художественной обработки холодного оружия.

Блюдо (Златоустовская гравюра на стали) Уральские мастера оказались способными учениками и придумали методы гениального обогащения этого нового для них мастерства. Вскоре уже можно было говорить о возникновении «златоустовского стиля» украшения оружия. И конечно стиль златоустовской школы отличался от европейского.

Первыми мастерами-оружейниками стали одни из лучших художников Золингена – отец и сын Шафы. До начала 1818 года они были единственными мастерами на фабрике, владевшими искусством позолоты и вытравки клинков. С 1818-го года всё оружие декорировалось русскими художниками. В 1820 – 1830-х годах начинает образовываться златоустовский стиль декорирования оружия. Клинки данного периода отличаются высочайшим качеством. Им свойственны сложные сюжетные композиции на оружии. Наилучшими образцами данного периода стали работы И.Н. Бушуева.


Шлем (И. Бушуев и др., 1820-1830 г.)
Шлем. Фрагмент
(рыцарские доспехи).
Мастер И. Бушуев и др.
Сталь, чеканка,
гравировка, травление,
золочение. 1820-1830 г.

Чайный набор (Златоустовская гравюра на стали)
Чайный набор
(золочение, серебрение, выполнен
в стиле Златоустовской
гравюры на стали)

Наградная шпага (мастер Шаф, 1820 г.)
Наградная шпага.
Мастер Шаф.
Бронза, сталь,
литье,полировка,
гравировка, золочение.
1820 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»