Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Караваджизм: мастера


Лот и его дочери (Джентилески, 1621 г.) Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности.

Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного, идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни.

Игра в карты (Теодор Ромбоутс, 1620 г.) Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус. В 1615 году на пути из Рима Финсон остановился и работал в Марселе. Имитируя Караваджо, Финсон также украшает вместе с голландцем Мартином Фабером в стиле караваджизма многочисленные алтари в Провансе. Потом художник переезжает в Амстердам и там продолжает работу.

Некоторые фламандские художники, такие как Герард Сегенс, проходят этап караваджизма, чтобы затем, после 1630 года наследовать рубенсовский стиль. Другие, такие как Теодор Ромбоутс из Антверпена или Яан Янссенс из Ганда, на протяжении всего своего творческого пути остаются верны караваджевскому натурализму.

Лютнист (Теодор Ромбоутс, 1620 г.) «Северные» караваджисты отличаются от «итальянизированных», то есть художников, которые поехали в Рим, но при этом не поддались влиянию Караваджо. «Римские» голландцы: Бреенберг, Ван Лаэр, Виттенбрук, Пуленбург совершенно далеки от настоящих караваджистов, таких как Тер Бругген, который в Риме встречался с Караваджо и Джентилески, перед тем как вернуться в 1615 году в Утрехт. Также истинным караваджистом можно назвать Дирка ванн Бабурена, который декорировал римскую капеллу в Сан Пьетро ин Монторио. Его работа для этой капеллы – «Погребение Иисуса» - является одним из самых знаменитых произведений XVII века.

Между 1610 и 1630 годами отдельные молодые художники из Франции, переехавшие в Рим, также поддаются тематике и стилю умершего Караваджо. Первым из таких художников стал приехавший в Рим в 1611 – 1612 году Валентин де Булонь. За ним последовал Симон Вуэ. Этот художник за пятнадцать лет сделает в Италии блестящую карьеру. Он не только начнёт получать многочисленные публичные заказы, но и, являясь официальным художником и получив титул почётного директора Академии Святого Луки, будет руководить этой академией в течение нескольких лет.

В XIX веке вновь появятся отсылки к Караваджо, которых почти не было в XIX веке. Увлечение караваджизмом возродил романтизм. «Открытие» неидеализированной природы возродит интерес к произведениям художника после его полного «заката» на протяжении почти всего Сеттеченто. В этот период единственным исключением стал англичанин Райт из Дерби, которому вполне удалась имитация караваджевского стиля.

Обращение Савла (Караваджо)
Обращение Савла.
Караваджо.
1601 г.

Аллегория четырёх элементов (Луи Финсон, 1611 г.)
Аллегория четырёх элементов.
Луи Финсон.
1611 г.

Игрок на флейте (Тер Бругген, 1621 г.)
Игрок на флейте.
Тер Бругген.
1621 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»