Поздняя классика: специфика
Потеря гражданственных идеалов, рост настроений индивидуализма, кризис полисной системы привели в результате к общему изменению мировоззрения в искусстве конца пятого века до н.э.
Элегия и величавый покой классических образов уступили место динамике сложного и красивого рисунка. Художники отдавали предпочтение мифологическим сценам, которые были связаны с похищениями, борьбой, бегством, вакхическими праздниками. Превалировали бурные сцены, которые давали возможность применить подвижную гибкую линию.
Мастера предпочитали расписывать огромные плоскости больших ваз многофигурными сценами. Подобное стремление было связано со стремлением вазописцев подражать монументалистам, в распоряжении которых были значительные поверхности, которые не ограничивались плоскостью и формой вазы.
Для композиций того периода характерна многоплановость. Вводятся элементы пейзажа – оливковые деревья с плодами, скалы, горки. Изображаются рыбы, дельфины, птицы. Линии складок развевающихся одежд так выразительны и настолько умело проведены, что можно ощутить порывы ветра.
Особая роль принадлежит орнаменту. Порой он был не слишком важен и находился на второстепенных участках вазы – ножке, горлышке, ручках. Но на многих вазах орнамент может соперничать с рисунком сюжета.
Стремление мастеров к динамике ощущается в рисунке амфоры из Ареццо, на которой изображён Пелопс, мчащийся в колеснице с Гипподамией. В полном напряжения выразительной композиции в роли начала отсчёта движения слева показана вертикаль дерева.
Художник (возможно это был Мидий) изображает Пелопса, откинувшегося назад, который сдерживает бешеный порыв лошадей. В центре спорящих, волнующихся, перебивающих друг друга линий высится спокойная фигура героини событий – прекрасной юной Гипподамии.
После двухцветных росписей шестого – пятого веков художники, стремясь к усложнению цветовой палитры, возвращаются к красочным композициям, которые характерны для седьмого века. Однако теперь, в отличие от резких сочных тонов пурпура, чёрного лака, белой краски и оранжевой глины, в изображениях превалируют нежные тональности розового, зелёного, голубого.
Радужными яркими вспышками освещаются поверхности греческих сосудов в последние десятилетия пятого века. Вероятно, так произошло не без влияния монументальной живописи.
Охота на вепря. Лекиф. 390-380 гг. до н.э.
|
Менада. Фигурный сосуд. Афины, IV в. до н.э. Некрополь Фанагории.
|
Cирена. Фигурный сосуд. Афины, IV в. до н.э. Некрополь Фанагории.
|