Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раннеклассический период: круглая скульптура и рельефы


Аполлон из Пьомбино (Фрагмент. Около 475 г. до н.э. Париж, Лувр) Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура. Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.

Первые победы греков над перскими войсками способствовали пробуждению патриотических чувств. Они сделали очевидным необходимость объединения полисов. Борьба с персами понималась как борьба с деспотией свободных городов. Сложная обстановка создала напряжённость мыслей и чувств. Она требовала конкретности в отражении реального мира, ясности во всём. Определённого рода условность, которая оставалась в искусстве классического периода, проявлялась уже не во внешнем облике героев, а в метафоричности содержания.

В статуе Аполлона из Пьомбино ощущается почти архаическое изящество. При этом пластическое решение этого произведения уже новое. Эта скульптура могла быть создана лишь в то время, когда впечатления скульпторов от красоты открывшегося перед ними реального мира были особенно непосредственными и свежими.

Образ, навеянный ваятелю прекрасными юношами-атлетами, победившими на состязаниях, созвучен строкам поэта Симонида Кеосского:

"Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик
Столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе,
И на ристалищах ловко умеющий править конями.
Славою он увенчал город почтенных отцов".

Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон (Критий и Несиот. 470-е гг. до н.э) Прозвучавшая в изваянии «Тираноубийц» Антенора идея ещё во второй половине шестого века была в тот период так актуальна, что в 477 году афиняне заказали повторение данной скульптурной группы Несиоту и Критию, так как скульптура Антенора была похищена персами. Мысли и чувства греков в тот период были настолько проникнуты общественным духом, что несмотря на то, что в статуях показаны исторические личности, в их лицах нет портретности. Группу тираноубийц также изображали на монетах и вазах, а поэты складывали стихи об их подвиге:

"День, в который Гиппарх убит был Аристогитоном
И Гармодием, был светлым поистине днем".


Аполлон из Пьомбино. Около 475 г. до н.э. Париж, Лувр
Аполлон
из Пьомбино.
Около 475 г. до н.э.
Париж, Лувр.

Гармодий. Фрагнмент. Критий и Несиот. 470-е гг. до н.э.
Тираноуюийцы.
Гармодий.
Фрагнмент.
Критий и Несиот.
470-е гг. до н.э.

Аристогитон. Фрагнмент. Критий и Несиот. 470-е гг. до н.э.
Тираноуюийцы.
Аристогитон.
Фрагнмент.
Критий и Несиот.
470-е гг. до н.э.

Тираноуюийцы Гармодий и Аристогитон. Критий и Несиот. 470-е гг. до н.э.
Тираноуюийцы.
Гармодий и Аристогитон.
Критий и Несиот.
470-е гг. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»