Евангелия
(от греческого euangelion - буквально "благая весть")
В переводе с греческого языка означает «благая весть». Это повествование о бытие Иисуса Христа, написанное в период раннего христианства. Эти книги в христианстве и в исламе (в исламе в меньшей степени) считаются священными. В них рассказывается о различных чудесах, связанных с зачатием, рождением, жизнью Иисуса, о смерти, воскрешении и вознесении Христа.
Авторов Евангелия - Матфея, Марка, Иоанна и Луку – называют евангелистами. Часть Священного писания составляют 4 их книги. Они входят в состав Нового Завета. Апостольские правила IV века и деяния Лаодикийского собора (364 год) являются самыми ранними источниками, в которых говорится о четырех канонических Евангелиях.
Первые три текста называются синоптическими, то есть обогревательными, имеют несколько параллельных мест. Название пошло с восемнадцатого века, когда Иоанн Якоб Грисбах в 1776 году издал Евангелия в виде Синопсиса – параллельными столбцами. Евангелия от Иоанна отличается от повествований Матфея, Марка и Луки, и значительно дополняет их тексты. Возможно, причиной тому более позднее его написание. Матфей и Иоанн были из числа учеников Апостола Петра, Марк и Лука – ученики Апостола Павла. Предположительно, Евангелие от Матфея было написано по-арамейски в 48 г., а около 58 года переведено на греческий. Остальные же три текста написаны были сразу по-гречески. В 55-58 г. появилось Евангелие от Марка, около 60 года – от Луки и, приблизительно, в 90 г. – от Иоанна.
Содержание всех четырех Евангелий – это рождение, жизнь, мученическая смерть, которую принял Иисус Христос, и дальнейшее его воскрешение и вознесение. Книги содержат описание чудес, с которыми связана жизнь Христа, различные притчи и заповеди. Каждый из евангелистов выделял разные моменты жизни Христа, которые автор считал наиболее значимыми. Евангелия дополняют друг друга, так как часть событий описана в одной книге, и вовсе не упоминается во второй. Эти синоптические произведения стали основой для сюжетных линий, цитат и идей в социальной культуре европейского населения. Наиболее известные примеры сюжетов – Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение, Рождение Христа, Преображение, Заповедь Блаженства и Нагорная проповедь. Основные моменты бытия Христа с течением времени стали религиозными праздниками у народов, принявших Христианство.
Кроме четырех канонических Евангелий есть еще и неканонические произведения, апокрифические. Некоторые из них близки по содержанию и стилю изложения к уже известным четырем книгам. Примером может служить «Евангелие от евреев» - оно было известно с четвертого века, как в арамейском подлиннике, так и написанное, на греческом языке. Некоторые повествования придерживаются религиозно-философского направления. Однако они переосмысливают основное направление сюжета канонических евангелистов. Например, «Евангелие от египтян», «Евангелие от Филиппа», «Евангелие от Иуды», «Евангелие от Евы» и много других. Это все книги еретического содержания, которые трактуют жизнь Иисуса и его миссию в русле гностицизма. Есть и другие Евангелия, в которых жизнедеятельность Иисуса представляется в виде фантастических, мифологических рассказов. Естественно церковь была против такого рода книг и устных рассказов, но не смогла их побороть.
В четвертом веке церковью был зафиксирован состав Святого писания, куда вошли и четыре основных Евангелия. Но священная структура этих писаний была принята христианами уже во втором веке. С течением времени церковь стала выпускать различные толкования Евангелия. Широко известны такие толковники, как Иоанн Златоуст святитель (IV) век, блаженный Феофилакт Болгарский, живший в XI веке. На сегодняшний день, толкования Евангелия существуют на русском языке и доступны в сети.
 Пересопнинское Евангелие. Лист с изображением евангелиста Луки. 1556-1561 г.
|
 Евангелие в окладе. 1772 г. Москва.
|
 Фрагмент папируса с текстом Евангелия от Иуды.
|